Осознанное обучение и освоение навыков

Начну с отрывка из моей статьи о минимализме: "Наш мир стал большим рынком с информацией. Никогда еще не было такой доступности любых знаний для всех людей, как сейчас. Фокус внимания становится очень ценным. Компании и личности бьются за то, чтобы завоевать внимание каждого из нас, и сделать это становится все труднее из-за слишком большого количества информации. Нам становится необходимо учиться фильтровать поступающую к нам информацию. Как управлять всей поступающей к нам информации, тратя наши ресурсы только на то, что важно, я писала тут. Но чтобы не обрабатывать тонны не релевантной нам входящей информации, нужно изначально окружать себя только самым ценным. Желательно, при выборе курсов/каналов/статей в интернете ориентироваться на свои цели. Если знать, куда и зачем ты идешь, то будет гораздо легче приоритизировать всю информацию основываясь на этом."

Осознанное обучение и освоение навыков

В идеале, обучение должно быть связано с тем, что вы уже делаете (обязательное повышение квалификации и экспертности) или с тем, что хотите начать делать (и нужны только знания, опыт).

Но в нашем сознании это все ещё так не работает - мы принимаем за норму потребление ненужной информации, которая ни приносит нам удовольствия, ни является полезной в будущем. В российских школах до сих пор нет свободы выбора предметов, да и в большинстве университетов тоже, что абсолютно не правильно, так как дети уже могут примерно представлять, что из интересует больше. Но с другой стороны, такая модель обязательного обучения в теории даёт ту самую образованность, когда человек в общих чертах понимает, как устроен мир вокруг него с разных сторон. Правда на практике это почти никогда не случается, дети все равно не усваивают информацию по предметам, которые им не нравятся или скучны (хотя это уже вопрос плохого преподавания).

Только в прошлом году я сама пришла к тому, что мне стали интересны естественные науки (биология, физика, химия, география) и теперь я жалею, что в школе не получила базовые знания по ним, так как тогда меня они абсолютно не интересовали. Но жалеть на самом деле не о чем - сейчас я могу получить информацию по этим интересным мне темам, и я действительно буду замотивирована учиться им. А мотивация в обучении важна как ни где больше, так как получение знаний не даёт быстрой отдачи (а иногда и долгой), поэтому приходится просто надеяться, что эта инвестиция в себя оправдается. Соотвественно, мотивации "поощрением" тут нет, остаётся только мотивация от желания познания устройства этой темы и всего мира.

Еще можно понять, как люди соглашаются терпеть ненужную информацию в школе и в университете (хотя тоже можно пойти туда, где есть свобода выбора), но когда они не проявляют требовательность к свободной информации - это уже тревожный звонок. Например, вы подписались на блогера по медицинской тематике, чтобы в легкой форме узнавать что-то новое о здоровье (тут следует научиться подбирать эксперта, которому можно доверять). Но через какое-то время, этот блогер начинает выкладывать слишком много информации не по теме - про свою жизнь, детей или новости, например. А ещё ежедневно что-то рекламирует. Нужно ценить себя и своё время и отписываться (или скрывать его истории), когда какой-то источник информации перестаёт давать вам то, за чем вы пришли. Ну и регулярно чистить подписки на блогеров, журналы, рассылку по почте и все источники, из которых вы берёте информацию.

Осознанное обучение и освоение навыков

Как проверить стоит ли получать знания из какой то сферы?

Если никакой из пунктов не описывает вашу ситуацию - переставайте потреблять эту информацию.

  • Вам очень нравится узнавать новое про эту сферу, получение именно этой информации приносит вам удовольствие
  • Эта информация нужна вам в практических целях, вы повышаете ею свою экспертность или получаете необходимую базу для старта какой-то деятельности.

Также, можно получать информация просто для повышения образованности или расширения кругозора. Повышать эрудированность - очень круто, но это очень тонкий момент: может так произойти, что под этим предлогом вы будете потреблять все подряд.

Как избежать неосознанного потребления?

Попробуйте составить список из тем, которые вас интересуют. Не только ваши основные интересы (то, чем вы занимаетесь большую часть жизни), а другие более мелкие. Я думаю у вас набирается достаточно большой список таких тем, и часть из них даже придётся переносить в архив, чтобы разобраться в них потом. Но какие-то несколько тем (2-5) вы можете разбирать в свободное от основной деятельности время - читать статьи на эти темы, подписаться на блогеров по ним, проходить не спеша какие-то курсы и тд. Таким образом, вы не будете распыляться на совсем бесполезные темы, вроде «интересных» фактов, сколько травы в день съедают носороги. И при этом будете постоянно становится более эрудированным, постепенно узнавая новое во всех интересующих темах.

Ещё лайфхак: удобно устраивать обучение ассоциативно, т.е. после прохождении одной темы, пойти в другие темы, смежные с той. Так, в вашей голове будет формироваться глубокое понимание процессов в этой сфере и вы будете видеть общую картинку того, как все устроено. А если постоянно перескакивать с разных тем и сфер, будет сложно заново погружаться в них, вспоминать специфичные термины и понятия.

Мы постоянно чему-то учимся, а минимализм в обучении позволяет отсекать все лишнее, и получать только необходимые знания, которые приведут к результату или сделают вас счастливее. Под счастьем, я понимаю это приятное чувство наслаждения от того, что ты стал чуточку ближе к пониманию этого мира. И даже страдания от знаний ("горе от ума") не могут заглушить эйфорию от осознания грандиозности этого мира.

55
Начать дискуссию