Десять принципов для новой школы: как реформировать среднее образование в России?

Классы по 15 человек, где ученики сидят за одноместными партами. Персональные тьюторы, помогающие отстающим школьникам выстраивать индивидуальную образовательную траекторию. Уроки, за которые не ставят оценок до восьмого класса. Эти и другие нововведения позволят создать условия, благодаря которым школа сможет помочь в самореализации максимально возможному количеству детей и при этом стать привлекательным местом работы для молодых гуманитариев и технических специалистов.

Реформы последних двух десятилетий в российской системе школьного образования сводились, по сути, к внедрению основного (ОГЭ) и единого государственного экзамена (ЕГЭ) для выпускников девятого и одиннадцатого классов. Однако экзамены позволяют лишь оценить знания ученика, которые в немалой степени зависят от организации учебного процесса, а вот сама система обучения школьников всегда оставалась на периферии внимания профильных ведомств. Как выстроить учебный процесс так, чтобы учиться было в удовольствие, а школьные знания давали хороший старт в жизни?

1. Не более 15 учеников на класс

Качество образовательного процесса напрямую зависит от количества учеников. Если класс насчитывает 30 человек, то неизбежно возникает проблема «Камчатки», для решения которой учителю постоянно приходится отвлекаться. Поэтому в классе должно быть не более 15 учеников, каждый из которых должен сидеть за одноместной партой. Благодаря этому ученик получит индивидуальное пространство, а учитель избавится от головной боли с двухместной рассадкой, из-за которой к активному ребенку зачастую «подсаживают» более спокойного, а к отличнику часто подсаживают троечника, чтобы тот «подтягивался». Вдобавок, это облегчит варьирование посадки: на творческих уроках можно использовать посадку полукругом или в форме квадрата, каждая сторона которого будет насчитывать по три-четыре парты; а на всех остальных уроках применять классическую посадку в три ряда по пять парт в каждом.

2. Тьютор как второй тренер

Каждый урок должен проходить в присутствии двух взрослых человек: непосредственно самого учителя, который является специалистом по тому или иному предмету (русский язык, физика, химия), и тьютора, т.е. специалиста с общим педагогическим образованием, который следит за тем, как класс усваивает школьную программу, помогая учителю выстроить индивидуальную траекторию занятий для отстающих учеников. У каждого класса (7А, 8Б, 9 Г) должен быть свой тьютор, который посещает с учениками каждый урок и во время занятия сидит за отдельным столом позади последнего ряда. Присутствие тьютора облегчит учителю поддержание дисциплины в классе (особенно если учитель – женщина, а тьютор – мужчина, или наоборот) и при этом избавит его от необходимости тратить время на помощь ученикам, у которых есть проблемы по тому или иному предмету – эту роль возьмет на себя тьютор.

При этом для каждой параллели (к примеру, всех седьмых, восьмых или девятых классов) целесообразно ввести институт второго тьютора, который будет заниматься организацией внеклассных мероприятий: экскурсиями, междугородними поездками, походами в театр и кино. Такое разделение сделает ненужным институт классного руководства и при этом снимет нагрузку с учителя, который вместо «борьбы с дисциплиной» и планирования экскурсий сможет направить все силы на то, чтобы интересно преподавать свой предмет.

3. Десять лет – не больше

Продолжительность обучения стоит ограничить десятью годами, включая старшие классы: в этом случае начальная школа будет занимать три года (с последующим переходом из третьего в пятый класс), средняя – пять лет, а старшая – два года, с возможностью добровольного перехода в школу-экстернат. Отсутствие четвертого класса позволит пройти половину образовательной программы до начала пубертата. При этом ученик будет заканчивать школу в 17, а не 18 лет, что даст ему возможность взять дополнительный год, чтобы повторно сдать ЕГЭ для поступления в более престижный ВУЗ, или наняться на full-time job в сфере, которая не требует высшего образования.

4. До восьмого класса – без оценок и домашних заданий

В первые два класса «десятилетки» необходимо отказаться от любой метрики успеха, а с третьего класса – начать использовать ее в форме «зачет-незачет». Отстающих учеников это избавит от риска формирования комплекса неудачника, а лидеров класса – от стимулов «зубрить» предмет без его реального понимания. Это не означает, что учитель должен лишать ученика информации о том, сколько ошибок он сделал в контрольной или проверочной работе – соответствующие данные должны быть доступны и для школьника, и (при необходимости) для родителей. Однако сама метрика должна сводиться к упомянутой системе «зачет-незачет», на смену которой оценки должны приходить не раньше, чем с восьмого класса, когда начинается подготовка к ОГЭ.

При этом до восьмого класса не должно быть никаких домашних заданий, которые отнимают у ученика свободное время и зачастую сводятся к списыванию решений либо у одноклассников, либо с ресурсов в Сети. Отмена домашних заданий потребует корректировки школьной программы: например, на уроках русского языка некоторые темы будет необходимо проходить в ускоренном формате (например, фонетическую транскрипцию, которая не создает какого-либо value для носителя языка), а на уроках литературы – сокращать количество изучаемых авторов, но при этом уделять каждому из них триместр или четверть: осень посвящена Толстому, зима – Достоевскому, а весна – Чехову.

5. Не больше шести уроков в день

Адаптация программы потребуется и в связи с урезанием продолжительности урока до 40 минут, а количества уроков – до шести (при условии отсутствия урока физкультуры). Школьный день в этом случае разбивается на две равные части, каждая из которых насчитывает по три урока, с четырьмя переменами по 20 минут и одной – на 45 минут, которых будет вполне достаточно, чтобы пообедать. Соответственно, если занятия начинаются в 8:30, то обычный школьный день заканчивается в 14:35, а при наличии седьмого урока (в день урока физкультуры) – в 15:35.

Сравнительно позднее завершение занятий во многом компенсируется отсутствием домашних заданий, благодаря чему у ученика есть свободное время, которое также появляется во время школьных каникул. И здесь стоит сохранить уже получившую распространение систему «5+1», когда школьники учатся пять недель, а затем неделю отдыхают. При этом блоки по пять недель можно группировать в четверти или триместры для выставления зачетов и оценок.

6. Английский на уровне носителя

Адаптация программы необходима и в связи с исчерпанием такого «жанра», как уроки труда, которые во многом потеряли смысл еще в 1990-е гг., когда в московских школах обучали работе на токарных станках, хотя на рынке труда это было совершенно не востребовано. Уроки труда нужно переформатировать, либо вообще заменить каким-либо иным предметом, который бы обеспечивал знания и навыки, необходимые в реальной жизни. К примеру, уроками финансовой грамотности, которые в средней и старшей школе можно трансформировать в полноценный курс экономики.

Другим назревшим изменением является резкое увеличение часов английского языка (не менее четырех в неделю), который должен преподаваться с первого класса. Стоить перенять методики Финляндии и скандинавских стран, где выпускники школ знают английский на близком к носителю уровне, а в долгосрочной перспективе сделать ЕГЭ по английскому языку обязательным. Нелишне напомнить, что русская аристократия XIX века знала французский – тогдашний язык Европы – не хуже французской элиты. Среди разночинцев или государственных служащий нормой считалось знание нескольких языков. Почему бы не добиться этого на массовом уровне в век глобализации и соцсетей, когда выучить иностранный язык стало проще, чем когда бы то либо?

7. Обязательный штат психологов

Еще одним назревшим нововведением является создание штата дипломированных психологов, который бы насчитывал не менее восьми человек: два психолога для младших классов и по три – для школьников средних и старших возрастов. Эта мера должна быть подкреплена соответствующей инфраструктурой: у каждой из трех групп психологов должен быть свой собственный кабинет, в который детям можно было бы обратиться. Психологи, помогающие школьникам справиться с перегрузками и стрессом, могут сыграть связующую роль между школой, дающей ученикам базовое образование, и родителями, занимающимися их воспитанием.

8. Группы подготовки к ЕГЭ

Обеспечить ученику хороший жизненный старт невозможно без эффективной подготовки к ОГЭ и ЕГЭ. К сожалению, далеко не все семьи могут нанять частного репетитора, который бы мог хорошо подготовить ученика к выпускным экзаменам. Решить эту проблему можно за счет подготовки к ОГЭ и ЕГЭ во внеклассное время, которую осуществляли бы сертифицированные специалисты (в том числе из самой школы) среди малых групп школьников, насчитывающих не более пяти человек. Соответственно, если ученики захотят проходить подготовку к ОГЭ или ЕГЭ внутри школы, то на каждый класс будет приходиться не менее трех таких групп. Эта опция должна быть доступна не только для 9-х и 11-х, но также для 8-х и 10-х классов – двухлетняя целенаправленная подготовка повысит шансы на успешное прохождение выпускного экзамена. Естественно, такая работа должна отдельно оплачиваться из бюджета школы и при этом не стоить родителям ни копейки.

9. Планшеты вместо бумажных учебников

Если для старших классов проблемой №1 остается качество подготовки к выпускным экзаменам, то для младших школьников таковой, де-факто, является банальная «перегруженность» портфелей, в которых нужно разместить учебники, тетради, атласы и письменные принадлежности, найдя еще при этом силы для того, чтобы держать в руках мешок со «сменкой». «Разгрузить» портфели учеников можно за счет перехода на планшеты, в которые можно подгружать учебники в формате PDF. Как и создание групп для подготовки к ЕГЭ, обеспечение планшетами также должно осуществляться за счет средств школы.

10. Спортзалы и нормальный душ

Инфраструктурные (в широком смысле) решения требуются и для школьных корпусов. Например, в зданиях советской постройки отсутствует нормальный душ, из-за чего ученики могут чувствовать дискомфорт после уроков физкультуры, особенно если они приходятся на начало или середину дня. Поэтому в новых постройках спортивные «раздевалки» должны быть оборудованы, как минимум, двумя раздельными душевыми комнатами, каждая из которых насчитывала бы не менее восьми кабинок. Школьный корпус в идеале также должен быть оборудован, как минимум, двумя спортивными залами, в которых можно было бы проводить занятия разной спортивной направленности (например, гимнастические упражнения и баскетбольный матч).

Школа, комфортная для учителя

Впрочем, школа не может быть комфортной для ученика, если она не является комфортной для учителя. Стать таковой школа может только в том случае, если она будет привлекательным местом для трудоустройства, где достойная заработная сочетается с отсутствием лишней бюрократии и непрофильных функций (вроде покраски заборов, мытья окон и проведения субботников).

Во-первых, нужно полностью отвязать финансирование школы от количества учеников, поскольку такая увязка создает стимулы для создания классов по 30 человек, в которых невозможно обеспечить нормальное качество образования. Финансирование школы целесообразнее привязать к количеству учителей и их базовой ставке: 100 тыс. руб. в месяц (после уплаты всех налогов) при загрузке в 18 часов неделю. Соответственно, при стандартной нагрузке в 27 часов в неделю «чистая» заработная плата будет составлять 150 тыс. руб. в месяц (в ценах 2023 г.).

Такое решение обеспечит приток в школу гуманитарной и технической интеллигенции, которая зачастую не может найти себя на рынке труда. Трудоустройство в школе позволит историкам, литераторам, математикам и обществоведам зарабатывать на жизнь и при этом иметь свободную вторую половину дня творчества и занятия любимыми делом, будь то написание статей и книг, сочинение стихов или чтение публичных лекций. Это время можно использовать и для частных видеоуроков – на тот случай, если преподавания в школе будет кому-либо мало.

Рост зарплат будет, в целом, посильным для федерального бюджета. По данным Росстата, в России в 2021 г. насчитывалось 1,35 млн учителей (без совместителей). Учитывая сокращение численности классов, потребуется трудоустройство новых учителей. Предположим, в общей сложности их будет 2 млн. человек, каждый из которых будет работать на полторы ставки (27 часов в неделю, или 5-6 уроков в день). В результате расходы на заработную плату (с учетом НДФЛ и страховых взносов) для учителей будут составлять 5,38 млрд. руб. в год. Для сравнения: расходы федерального бюджета по статье «Национальная экономика», которая состоит преимущественно из субсидий госпредприятиям, в 2023 г. достигнут отметки в 3,5 трлн. руб. При этом регионы смогут вводить дополнительные выплаты для учителей, благодаря которым в столицах и городах-миллионниках зарплата учителя при невысокой загрузке будет превышать 200 тыс. руб. в месяц.

Безусловно, зарплатой не ограничиваются расходы на среднее образование. Реформа должна включать в себя и инфраструктурные расходы, учитывая необходимость обеспечения учеников планшетами и создания нормального школьного пространства, в том числе спортзалов и душевых комнат для занятий физкультурой, кабинетов школьных психологов и офисов для тьюторов, куда они могли бы прийти в перерывах меду уроками. Эту часть затрат могут брать на себя регионы, расходы которых на школьное образование в 2021 г. составили 2,27 трлн руб.

Без вороха ненужной отчетности

Помимо увеличения заработных плат, повысить привлекательность школы для учителей можно также за счет отказа от ненужной административной нагрузки. Одним из ее источников является система рейтингования школ, к которой отчасти привязано их финансирование. Рейтинг школы зависит, в том числе, от участия учеников в окружных, региональных и общефедеральных Олимпиадах. В результате школа «гонит» на Олимпиады учеников, для которых Олимпиада не представляет реальный интерес, вынуждая учителей заниматься их дополнительной подготовкой.

В этой связи нужно полностью отменить институт рейтингования школ вместе с привязкой финансирования к рейтингу, тем более что надежный критерий успешности подготовки учеников уже существует, и это – баллы, полученные по итогам ЕГЭ и ОГЭ. Публикация сводных данных о результатах выпускных экзаменов позволит родителям ориентироваться на уровень подготовки в той или иной школе. Однако при этом уменьшение численности классов, введение института тьюторов и внутришкольная подготовка к ЕГЭ и ОГЭ позволит со временем сгладить разницу в успешности прохождения экзаменов между выпускниками разных школ.

Другая часть административной нагрузки связана с регулярной отчетностью. Сюда относится ежегодная обязанность учителя переносить в личное дело каждого ученика годовую оценку по каждому из предметов (вещь совершенно ненужная в эпоху электронных дневников); доклады на учительских собраниях, где учителю необходимо представить данные об успеваемости класса (эту статистику и так будет вести тьютор, который избавит учителя от мониторинга успеваемости); подготовка официального годового плана занятий, который необходимо представить учебной части (программы предметов и так, в целом, соответствуют разделам учебников, одобренных Минобрнауки); документы пожарной безопасности для каждого класса, которые заполняет учитель (хотя школа в канун каждого года и без того проводит проверку пожарной охраны).

Наконец, на учителей нельзя вешать стороннюю физическую работу: развозить письма должны курьеры, красить забор – работники, нанятые для проведения ремонта, а мыть полы и окна – клинеры, которых должна нанимать школа за счет средств, которые предоставляются и бюджета. И, конечно, никаких субботников – это пережиток советских времен, которые должен навсегда уйти в прошлое. Школа – это история про образование, а не про липовый бесплатный труд, который не имеет никакой ценности и смысла.

33
9 комментариев

Как мы обходились без тьюторов, психологов, да ещё и оценки нам ставили? Инфантилизм в детях нужно изживать, а не пестовать. Не ставить плохие оценки тем, кто не выучил, чтобы им не было обидно? Школа розовых пони?

Ответить

У вас логика: сами не жили и детям не дадим

3
Ответить

ну и где мы сейчас? Чёт не вижу ничего толкового :///

Ответить

Автор, вы конечно хорошо и много написали, спору нет. Но вот в вопрос вы сильно не погружались, как у меня сложилось впечатление.
Во-первых, часть предложенного вами уже давно реализовано (взять тех же психологов, пусть и не в таком количественном составе. И да, роль психолога в школе это не посадить ребенка на кушетку и устроить психоанализ, это про общую оценку и выявление психических отклонений на ранних стадиях и формирование рекомендаций)
Во-вторых, на инфраструктуре обл центров ваши предложения еще реально реализовать заткнув вопрос рублем, но что вы планируете делать с сельскими школами? Они такие расходы не потянут.
В-третьих, вы предлагаете сократить количество часов в школе, т.е. отпускать ребенка пораньше. А забирать его кто будет? А присматривать? Представьте, что вам придётся работать только первую половину дня, а потом сидеть с ребенком. Как это скажется на вашем материальном положении? Альтернатива - няня, но там те же последствия. Далеко не у всех есть бабушки/дедушки/жены-домохозяйки что бы заткнуть этот вопрос.

И таких "но", которые превращают всю вашу статью в сказку, а не реальное предложение очень много.
П.С. если вы все же хотите продолжить изыскания (несомненно социально полезные в перспективе) в данном направлении, то смотрите в первую очередь на картину "изнутри". На дзене к примеру есть много блогов которые ведут учителя. Почитайте их статьи, посмотрите на головные боли и то как они видят проблемы в образовании. Можете начать с канала Mr.Teacher к примеру, а так как это нишевая аудитория, то алгоритмы дзена вам быстро и других аналогичных каналов нарекомендуют.

1
Ответить

я думаю, это озвучено как максимы, не обязательно в один день по всей стране вводить весь список. Ну сделайте пилотные школы, попробуйте, то, это. А пока всем посрать, потому что "ну это всё сказки". Реальны только школы с ауе устоями, вот это действительно есть.

Ответить