Как выбирал снегоход для леса. 3 критерия. Почему не взял BRP

Опыт катания на снегоходах более 10 лет.
Опыт катания на снегоходах более 10 лет.

Меня зовут Алексей. Живу в деревне, среди густых лесов Ленинградской области. Почти 10 лет один, без напарника, катался зимой на утилитарных снегоходах. В радиусе 100 км прошел по всем трассам не один десяток раз и мне стало скучно. В статье расскажу, как искал снегоход, подходящий именно для моих задач.

Небольшой спойлер

Утилитарный — мощный и тяжелый снегоход

Вес тяжелого снегохода часто достигает полутонны. Производители указывают сухой вес — 270-370 кг:

- Прибавим к нему жидкости, бак бывает до 60 л.

- Если съезжать с трасс, в кофре нужно иметь лебедку, домкрат, веревку и лопату. Это еще 10-15 кг.

- Райдер с одеждой и налипший снег придают дополнительный вес.

- Вес набирается и по мелочам. Например, я беру на всякий случай лыжи, чтобы выйти по своему следу обратно.

На тяжелом снегоходе нужно внимательно планировать каждый шаг. Шансов застрять много, а выбраться в одиночку сложно. Когда стоит выбор между сложным или простым маршрутом, обычно выбираю второй вариант. Меньше устанешь, вовремя пройдешь, вернешься домой не поздней ночью.

Катаюсь практически всегда один.
Катаюсь практически всегда один.

Бывало, съезжал с трассы 10 метров и возвращался на неё через час, изрядно наработавшись домкратом и лопатой. Реальность выдавливала на накатанные пути. Из-за веса плавучесть машины по снегу плохая, часто застревает.

Я научился хорошо управлять снегоходом в условиях леса. Но осторожность осталась, ошибки совершать не хотел и это сильно ограничивало маршрут. Мне хотелось полной свободы передвижения.

В поездках на тяжелом снегоходе случалось разное...
В поездках на тяжелом снегоходе случалось разное...

Тяжелые снегоходы больше подходят для работы, перемещения тяжелых грузов и движения на длительные дистанции. Съезжать с накатанных трасс можно, когда сформировался наст. До этого многие сидят и ждут, когда какой-то смельчак пробьет дорогу, чтобы проехать по следу.

3 критерия выбора проходимого снегохода для леса

Мне было важно, чтобы новый снегоход соответствовал ряду критериев:

- легкий вес, проходимость, маневренность,

- тихий четырехтактный мотор без запахов как у двухтактных моторов,

- экономичность в эксплуатации и простое обслуживание.

Было бы неплохо, если им могли управлять жена или сын — для совместных поездок в зимний лес. Таких снегоходов ни у одного производителя нет. Либо дохлые, либо тяжелые.

Горник не рассматривал. Лёгкий, но… По лесу на нем не проехать. Резкий подрыв мощного мотора и ты либо в дереве, либо гусеница режет снег и закапывается. Резкий звук и запах 2т двигателя.

Был у БРП снегоход «Тундра 300» с 27 л. с. лет двадцать назад. Но, к сожалению, вектор развития пошел по увеличению мощности, так как выгоднее продавать дорогие снегоходы.

Снегоход эндуро «Сталкер»

Два года искал снегоход под свои задачи. В чате владельцев моего утилита начал ныть, что хочу что-то похожее на Стелс Капитан, только с бодрым мотором. Движок 9 лошадок меня не устраивал.

Случилось чудо. Мне посоветовали обратиться к Дмитрию Бардину. Он с 2014 года модернизирует малокубатурные снегоходы. Начинал со СноуФокс, Динго, а сейчас занимается модернизацией Капитанов.

Это слабо сказано — модернизацией. Выкидывает из него практически все, кроме пластика. Ставит гусеничный блок от горника, более мощный мотор. При этом сохраняет легкий вес, как у Капитана.

Снегоход называется Сталкер. Гусблок от BRP имеет близкую к идеалу подвеску, гусеницу с грунтозацепами от 55 до 65 мм для сцепления с поверхностью. Плавучесть феноменальная. Я прыгаю на трамплинах, приземляется идеально. Мой вес 115 кг.

Прыгал на лесных трамплинах не раз.

Мотор прокачан до 250 кубиков с вариатором и трансмиссией. Мощность 21 л. с. Рама модернизирована и усилена. Пластик от Стелс Капитан.

Кто-то скажет — дохлый мотор… Запрягаем двадцать одну лошадь в одну упряжку и получаем? Да еще с весом не в пол тонны, а всего 180 кг.

Опасения перед покупкой

Мы с другом заказали по снегоходу. Он отдал своего Капитана на модернизацию, мне пришлось купить донора. Я знал все болячки, потому что помогал их устранять. Смотрели видео, ковырялись вдвоем.

Могу сказать, что дешево — это не всегда хорошо. Вроде должен наслаждаться, а получается, что снегоход — источник постоянных проблем и доработок. Если руки растут из правильного места, их без проблем можно устранить. Но мы не такие, нам нужно готовое!

Я катался на Капитане Лонг. Все мои снегоходы были все мощные, тяжелые и брутальные, удовольствия от Капитана не получил. Вибрация от двигателя, гусянка имеет какой-то шов, на каждом обороте порождает вибрацию и издает звук.

По накатанной трассе можно до 45 разогнать, но съезжаешь в снег и становится уныло. Не более 15 км час на максимуме. Я боялся получить что-то более бодрое, но подобное Капитану. Мне нужен был взрослый снегоход, но легкий.

Снегоход «Сталкер» не подвел

Получили два экземпляра в январе 2024 г. Утром того же дня, когда привезли снегоходы, мы катались на двух утилитарниках. Съехали с трассы и, не заезжая в лес, застряли в поле два раза. Кое-как выехали на трассу, перекрестились и больше с нее не съезжали.

После обеда сел на Сталкер и один поехал в пухляк около 1 м. Капот снегохода часто был под уровнем снега. На мое удивление, я проехал по лесу около 10 км с маневрами. Застрял всего два раза. Чтобы выехать лопаты не понадобилось. Я был немного шокирован — а что так можно было?

Маневренность у снегохода Сталкер отличная!

За два месяца до конца зимы прошел 1200 км. Ездил не по накатанным трассам, а в лесу — вне трасс. Выезды со съемками видео были почти каждый день.

Могу добавить следующее:

- На заправку практически перестал ездить.

- На утилитарник сел всего один раз, когда катались с женой на двух снегоходах, она на легком.

- Из расходов: купил ремень вариатора за 2 т. р. (брендовый стоит в 10 раз больше — 20 т. р.) и свечу за рублей 400. Еще заменил в моторе масло на обкатке и через 1000 км — 1 литр 10w40, нужно открутить 5 болтов, один из них сливной.

Все выезды снимал на видео, посмотреть можно на моем канале.

11
Начать дискуссию