Разные фильмы, разные люди. Коммерческое и авторское кино

Союз литературы, изобразительного искусства, театра и музыки есть кино. Но кино – это не только произведение искусства, но и часть коммерческой индустрии. В нем есть свои законы и правила, которым следуют одни, но нарушают другие. В чем кроются основания следовать и нарушать правила рассмотрим в сравнении коммерческого кино с авторским.

Если разбирать, где и когда впервые был упомянут термин “авторское” кино, то речь пойдет о Франсуа Трюффо. В манифесте французского режиссера, актера, сценариста, критика «Одна тенденция во французском кино» от 1954 года упоминается недовольство “качественными традиционными фильмами” со “стереотипными и однообразными современными сценариями”. В то время имелось большое влияние Франции на весь европейский кинематограф, но главными в кино-процессе все еще были сценаристы и продюсеры, а не режиссеры. И вот в противовес им Трюффо упоминает «авторское кино» и особо подчеркивает, что его создают кинематографисты.

Следующие за этим изменения кинематографии определяют «авторов», как людей со своим почерком и персональными приемами, которые понятны и заметны даже простым зрителям.

В США таким новым автором становится Альфред Хичкок. С 60-х годов термин «авторское кино» все чаще мелькает в американских журналах, которые посвящены киноиндустрии. Сейчас это официальный и абсолютно признанный в кинематографе термин для обозначения фильмов определенного рода.

Финансирование кинопроизводства существенно влияет на конечный исход проектов. Кризис киноискусства усилился с приходом ковид пандемии.

И если коммерческие фильмы чаще всего получали поддержку государственных фондов, то команды авторских проектов остались ни с чем. Еще в 2013 году министр культуры РФ Владимир Мединский призвал директора Фонда кино сконцентрироваться на съемках «блокбастеров, хороших, кассовых, больших, социально значимых фильмов». По мнению Мединского, это должны быть патриотические фильмы, «после которых хочется жить, и желательно здесь». Что тогда стоит говорить о запросе помощи на финансирование картин больших художников.

Однако существует не только госпомощь, но и госзаказ. Когда у государства стоит определенная задача, которую нужно отразить при помощи фильмов и оно полностью финансирует проект. Такая практика существует во всем мире, включая США, где Голливуд независим от власти. Но даже госзаказ может быть выполнен талантливо. Один из самых знаменитых примеров — «Лучший стрелок» (Top Gun), снятый в 1986 году по заказу ВВС США и получивший четыре номинации на «Оскар». После этого фильма в американские ВВС устремился большой поток молодых людей. Есть такие примеры и в советской практике. В 1925 году Сергей Эйзенштейн по заказу властей к 20-летию революции 1905 года снял «Броненосец «Потемкин» – один из величайших фильмов всех времен и народов.

В Европе чем острее стоит вопрос помощи, тем больше стараются помочь.

Немецкий Федеральный совет по кинематографии и региональные органы субсидирования кино организовали фонд в размере €15 млн для поддержки ранее утвержденных проектов, вынужденных отменить или отложить производство из-за кризиса. В Великобритании весной 2020 года открылся Фонд экстренной помощи кино и телевидению, основанный на пожертвованиях Netflix, BBC, BFI, WarnerMedia и нескольких индивидуальных меценатов, которые будут предлагать работникам киноиндустрии разовые гранты в размере от £500 до £2500.

Также в Великобритании функционирует Фонд продолжения фильмов (Film Continuation Fund), нацеленный на помощь кинопроизводствам, прерванным из-за кризиса.

Стоит понимать разницу уровня и возможности не только финансирования, но и разницу приоритетов. В коммерческом кино главное – зритель и его потребности. Посему его еще называют зрительским и даже попкорновым. Продюсер делает все и даже больше, чтобы угодить массе и получить как можно больше средств от кассовых сборов.

Авторское кино создается не ради прибыли. Приоритетом в нем является самовыражение режиссера и команды, поэтому так важны программы поддержки гениальных художников, чтобы у них не стояли проблемой финансовые возможности для воплощения кино идей.

Можно заметить, что кинотеатры, которые раньше представляли собой отдельно стоящие здания со своей атмосферой, теперь находятся в торгово-развлекательных центрах. И все для того, чтобы захватить еще больше внимания. Соответственно там показывают игровое кино, сценарий которого нацелен на фантастически-геройские истории, сопереживание и даже отождествление с героем.

Авторские фильмы зачастую представлены на мировых кинофестивалях – Каннском, Берлинском, Венецианском и т.д. Темы картин – раскрыть реальные проблемы, поговорить о наболевшем, заставить задуматься.

Много различий и в операторской работе. Авторское кино выбирает необычные ракурсы, фильтры и длинные кадры. Одна и та же сцена в авторском и массовом кино выглядит совершенно по-разному. В отличие от мейнстрима авторское кино заставляет задуматься, почему режиссер изобразил эту сцену именно так. То же самое и в монтаже. Игровое кино понятно почти каждому.

Разным людям – разные развлечения. Кто-то отдыхает от суеты за книгой Хайдеггера и Канта, кому-то надо сходить в караоке, кто-то захочет посмотреть блокбастер Майкла Бэя, а кто-то антиутопию Звягинцева. Это не есть плохо, это все развлечения и досуг, выбор которых зависит только от личных предпочтений.

Источники:

11
Начать дискуссию