19 век. Из театра в кино

Как и сейчас много лет назад принято было связывать физические недомогания с новыми изобретениями. Если раньше это списывали на электричество, радио и даже поезда, то сейчас во всем виноват Интернет и гаджеты. В начале двадцатого века хроническую усталость от технических новшеств называли американитом. Картинным домам тоже причисляли негативное влияние. Появление, становление и развитие кинотеатров — весьма интересное явление.

Первый специальный "картинный дом" был построен в Новом Орлеане в 1896 году. Уильям Рок и Уолтер Уэйнрайт превратили пустующий магазин в первый кинотеатр, предназначенный для показа фильмов. Он назывался "Витаскоп-холл" и показывал фильмы всего два месяца. Он мог вместить до четырехсот человек и показывал два фильма в день по 10 центов за показ.

19 июня 1905 года около 450 человек посетили день открытия первого в мире Nickelodeon, расположенного в Питтсбурге, штат Пенсильвания, и разработанного шоуменом Гарри Дэвисом. Театр с витриной мог вместить 96 посетителей и взимал с каждого посетителя 5 центов. Никелодеоны (названные так из-за сочетания стоимости входного билета и греческого слова, означающего “театр”) вскоре распространились по всей стране. Их обычные предложения включали живые водевильные номера, а также короткометражные фильмы. К 1907 году около 2 миллионов американцев посетили "никелодеон", и кинотеатры на витринах магазинов оставались основным местом для показа фильмов, позже их заменили большие современные кинотеатры.

К 1908 году некоторые зрители жаловались на ухудшение самочувствия, вызванное просмотром кинофильмов. Симптомами недомогания были головокружение, тошнота и ухудшение зрения. Газета Chicago Tribune со ссылкой на известного немецкого окулиста утверждала: «Будущее поколение уже не сможет видеть так же хорошо, как мы».

Но прогрессом двигает конкуренция. Времена, когда зрители находились сильно близко к экрану и мерцания мешали просмотру прошли. Качество пленки и проекторов улучшилось, ряды кресел стали дальше от экрана и никто больше не жаловался на зрение от кинозалов.

В 1916 году в России, а именно в Петербурге, количество кинематографов составляло порядка 400, ныне в этом городе их в разы меньше. В 1914 году газета «Кинема-омниум» опубликовала трогательное письмо одного из читателей: «Я родился в Петербурге и дальше Шувалова никуда не уезжал. Видел то, что можно видеть в нашем городе. Читал много, но без разбору. Всегда меня тянуло уехать куда-нибудь, увидеть настоящее море, горы, города другие. Жизнь уходит, и все это остается в мечтах. И я иду в кинематограф на Забалканском, сажусь во 2 ряду и вижу на полотне то, что так хотелось видеть. Буря, волны, водопады, красивые города плывут передо мною, как живые, настоящие. Большие дворцы, и богатые квартиры, и подземелья, и сады открываются для меня, который никогда этого не увидит и не ступит там ногой. Красивые женщины улыбаются с экрана, дети играют, и все это такое далекое и близкое, родное для меня. Я вам пишу и знаю, что другие вам напишут лучше. Но я люблю кинематограф за то, что могу видеть то, чего в жизни мне не пришлось бы увидеть нипочем. И я очень благодарен вам за ваше хорошее отношение к кинематографу».

С 1918 и на 2 последующих года случился спад индустриииз-за испанского гриппа. Закрылись 80-90% американских кинотеатров. Это случилось примерно в течение двух-шести недель. В Лос-Анджелесе запрет на работу кинотеатров был введен практически сразу, а киностудии полностью закрыли производство более чем на месяц — с середины октября до конца ноября 1918-го. Первые случаи заболевания были выявлены в Лос-Анджелесе тоже в сентябре, приблизительно за год пандемия унесла здесь жизни около 3 тыс. человек.

Историк кино Уильям Манн в интервью Deadline поведал, что от «испанки» пострадали абсолютно все субъекты американской киноиндустрии, однако наибольший урон был нанесен небольшим «семейным» кинотеатрам: «Студии понесли значительные убытки: например, Paramount за 1918-1919 гг. потеряла почти $2 млн. Наибольший экономический урон ощутили на себе так называемые «семейные» кинотеатры. До «испанки» многие из них существовали от месяца к месяцу, оплачивая счета благодаря недавним кинопоказам. Когда же им пришлось закрыться, они потеряли все». Примерно такую же ситуацию мы наблюдаем прямо сейчас.

Со временем техническая сторона театров и кино улучшилась и с ней же преображалась в более доступный вид и внешняя. Помпезный вид с огромными люстрами и тяжелыми портьерами сменялись на облегченные варианты. А к 1933 году в США на бульваре Кресент в Кэмдене, штат Нью-Джерси, спешили припарковаться автомобили на территории первого в истории кинотеатра drive-in. Есть версия, что Ричарда Холлингсхед придумал идею кинотеатра под открытым небом по причине недовольства его матери неудобными креслами в традиционном кинотеатре.А в Park-In Theatres посетители за 25 центов за машину и 25 центов за человека могли смотреть фильмы в комфорте своих собственных автомобилей. Драйв-ин кинотеатры до сих пор остаются иконой американской культуры и типичным местом проведения выходных не только для родителей и детей, но и для подростковых пар, ищущих уединения. Одним из самых больших был всепогодный Драйв-Ин в Копиаге, штат Нью-Йорк, который включал парковку на 2500 автомобилей, детскую игровую площадку и ресторан с полным спектром услуг, и все это на участке площадью 28 акров.

Источники:

11
Начать дискуссию