Некоторые предприниматели не хотят останавливаться на развитии одной сферы в бизнесе. Но у них возникают сомнения: хватит ли сил и времени на достижение желаемых целей, и как правильно распределить личные ресурсы между несколькими проектами. В этом деле есть свои секреты.Настя ЛиБлогер-миллионник, создатель бренда одежды «Basic by Li», основатель SMM-агентстваПринципы тайм-менеджментаПервое, что нужно усвоить предпринимателю, — проекты не обязательно должны отнимать у него одинаковое количество времени. Личные ресурсы должны быть направлены на решение актуальных задач. Секрет эффективного тайм-менеджмента — в грамотно расставленных приоритетах.Предприниматель должен наблюдать, что происходит в его бизнесе, и отслеживать моменты, требующие его включения. Эффективно вести несколько проектов позволит умение находить нужных людей в команду и правильно распределять личное время.Для планирования рабочего дня можно использовать Google-календарь или другие приложения. Внесите в таблицу все дела на неделю, которые предстоит выполнить. Важные задачи выделите одним цветом, привязанные ко времени — другим, стратегические — третьим. Такое визуальное оформление поможет быстрее оценить свою занятость в течение дня.Не забывайте планировать отдых в календаре! При таком жестком графике обязательно потребуется «перезагрузка».Еще один важный момент в бизнесе — работа со сроками. Предприниматель должен следить, чтобы точки взлета в нескольких проектах не совпадали. Например, открытие онлайн-школы не должно накладываться на презентацию новой коллекции одежды. Нерациональное распределение личных ресурсов ведет к отсутствию эффективности и выгоранию.На каком этапе развития бизнеса можно открывать второе дело?Создание бизнеса похоже на рождение ребенка. Кто-то сразу обзаводится несколькими проектами, а для кого-то и один связан с большими трудностями. Каждый человек оценивает свои силы в соответствии с личными ресурсами и умением планировать время.Вынашивая идею нового бизнеса, нужно осознавать, что большинство процессов придется делегировать. Если первый проект можно было создать, основываясь на личном энтузиазме, но для второго потребуются четкие, слаженные действия профессиональной команды.Предприниматель — идейный вдохновитель, поддержка, творческая часть проекта, но рутинными задачами должны заниматься специалисты, которым он будет платить зарплату, и которые будут любить его бизнес, как свой собственный.Если есть силы и ресурсы, можно начинать несколько проектов одновременно. Но стоит адекватно оценить свои возможности. Лучше всего организовывать новый бизнес, когда первый полностью автоматизирован и может работать без прямого включения предпринимателя.Частые ошибки предпринимателейМногие предприниматели полагают, что лучше всех знают и понимают свой бизнес. Это и есть главная ошибка, которая часто ведет к выгоранию. Мысль о собственной экспертности приводит к недоверию к команде и желанию самостоятельно контролировать все процессы, вплоть до мельчайших операций.Чтобы создать успешный проект, необходимо иметь в штате квалифицированных сотрудников, которые являются экспертами в своей области. Можно обратиться за помощью к ментору, наставнику. Его участие позволит быстрее пройти путь развития проекта и избежать роковых ошибок.В чем преимущества и недостатки запуска нескольких бизнесов одновременно?Главный недостаток заключается в том, что нельзя действовать спонтанно. Потребуется выверенный бизнес-план, четкая модель, слаженная команда.Иногда из-за напряженного графика наступает момент выгорания. Владелец уже не может поставить бизнес на «стоп», чтобы дать себе отдых. Он словно мама в многодетной семье, где каждый малыш требует ее внимания. Бизнесмен всегда остается прикован хотя бы к одному проекту, поэтому нужно оценивать свои силы и не открывать новый бизнес на эмоциях.Любой предприниматель может вести несколько дел одновременно. Но для успеха необходимо правильно распоряжаться временем, нанимать в команду профессионалов, которым он сможет доверять, и не забывать об отдыхе и личной жизни.