Не уснуть за рулём: система отслеживания усталости водителя может быть установлена на каждый автомобиль

Год эксплуатации системы «Антисон» в общественном транспорте Москвы доказал ее эффективность в предотвращении дорожных инцидентов по причине усталости водителя

“Антисон” – бесконтактная автономная система мониторинга состояния водителя на основе компьютерного зрения и вычислений на устройстве: система считывает характерные для уставшего человека мимику и поведение и «будит» его звуковыми и световыми сигналами. В случае с общественным транспортом отчет об инциденте передаётся диспетчеру, что позволяет в случае необходимости провести дополнительное обследование состояния водителя или даже своевременно снять его с маршрута.

Первые устройства «Антисон» были установлены на наземном пассажирском транспорте Москвы в конце 2019 года, на сегодня ими оборудованы более 8000 транспортных средств ГУП «Мосгортранс» и около 1500 ГУП «Московский метрополитен». За это время были предотвращены десятки дорожных инцидентов, а общий уровень аварийности снизился на четверть.

Система «Антисон» используется в реализации национальной программы “Безопасные и качественные автомобильные дороги” не только в столице: ею оборудованы автобусы Белгорода, Самары, Казани и Набережных Челнов.

Функционал системы при этом не ограничен только автотранспортом и водителем: технология может быть востребована любым производственным процессом, где требуется беспрерывная концентрация внимания человека; она также может отслеживать, к примеру, состояние салона.

«КСОР» сегодня тестирует «Антисон» на железнодорожном транспорте (в пилотном проекте с ОАО «РЖД») и на коммерческом автотранспорте – систему внедряют логистические подразделения крупнейших российских ритейлеров «Сладкая Жизнь+» и «Магнит». Компания также проводит переговоры с крупнейшими автопроизводителями о предустановке системы «Антисон» в новых автомобилях.

«Каждая пятая авария на дороге - результат переутомления водителя, цена усталости – жизни многих людей. «Антисон» уже сегодня помогает водителю концентрироваться на всем протяжении поездки, а наша конечная цель – предельная минимизация инцидентов на дороге по причине потери внимания водителем. Мы убеждены в том, что подобными технологиями транспортные средства могут быть оснащены уже на этапе производства, это важнейший фактор обеспечения безопасности водителей и пассажиров – наряду с ремнем, подушкой или бортовыми системами сканирования технического состояния машины», - говорит Артемий Доможаков, директор по маркетингу компании-разработчика системы мониторинга водителя «Антисон».

Справочная информация

«Антисон»

Система использует технологии компьютерного зрения, а точнее - алгоритмы многослойных нейронных сетей для анализа состояния водителя – похожим образом работают системы распознавания лиц.

Камера, установленная в кабине, сканирует лицо водителя и определяет характерные признаки поведения, сигнализирующие о состоянии усталости, а также другие признаки, по которым можно судить о повышенном риске потери внимания. Например, частое зевание, взгляд в сторону, определенное положение головы и век, характерная мимика и поведение. Если водитель пренебрег культурой вождения или потерял бдительность, в кабине раздастся звуковой сигнал, а также сработает специальное световое оповещение. Диспетчеры проверят инцидент в режиме онлайн. По итогам проверки водителя могут снять с маршрута или направить на дополнительное медицинское обследование. Решение полностью бесконтактно: водителю не требуется надевать какие-либо устройства.

«Антисон» напоминает видеорегистратор и устанавливается в кабине, при этом устройство спроектировано таким образом, чтобы обеспечить максимальную производительность при минимальном энергопотреблении и тепловыделении. Оно автономно, защищено от пыли, влаги, вибрации, а также обладает необходимыми параметрами электромагнитного экранирования.

Ключевые преимущества системы:

- надежность и точность срабатывания (ложные срабатывания практически отсутствуют, все события проходят валидацию),

- скорость срабатывания: обнаружив аномальное поведение, система мгновенно посылает сигнал водителю, позволяя избежать ситуации повышенного риска,

- документальное видеоподтверждение инцидента, которое можно использовать для разбора и в качестве доказательной базы,

- стабильная работа в агрессивных условиях среды (тряска, низкий уровень видимости) и при длительной эксплуатации.

Важный компонент системы – Центр мониторинга – информационная платформа, в которой доступна развернутая статистика по всем инцидентам и актуальные статусы по всем активным устройствам. Платформа позволяет агрегировать и обрабатывать данные по автопарку, используя их в дальнейшем для:

- оптимизации бизнес-процессов,

- создания персональных риск-профилей водителей,

- развернутой аналитики и отчетности для стейкхолдеров.

Система легко расширяется дополнительными камерами, что дает возможность дополнить ее функциями ADAS (Advanced Driver Assistance), BSM (Blind Spot Monitoring) и мониторинга салона. Например, можно установить фронтальную камеру для определения возможных препятствий и расстояния до них, чтобы вовремя предупредить водителя, или камеру мониторинга салона автобуса - для сбора статистических данных по пассажиропотоку.

«КСОР»

Группа компаний «КСОР» сформирована на базе исследовательского проекта, стартовавшего в 2015-м году для поиска решения проблемы засыпания и потери внимания водителей. За это время компанией разработаны и запущены в серийное производство несколько поколений устройств системы мониторинга водителя «Антисон». С 2019 года система успешно эксплуатируется службами московского общественного транспорта и транспортными предприятиями других городов. Пилотные проекты реализуются также с рядом коммерческих компаний.

«КСОР» обладает рядом патентованных разработок, собственным инструментарием для создания и обучения алгоритмов нейросетей, технологической базой, штатом инженеров и разработчиков и ведет разработку прикладных решений на базе машинного интеллекта в области обеспечения безопасности социально-значимых объектов, в частности, систем помощи водителю общественного транспорта.

Начать дискуссию