«ВЛИЯНИЕ ПАКЕТА ЗАКОНОВ “FIT FOR 55” НА СТАРТАП ЭКОСИСТЕМУ ЕВРОПЫ»

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Законодательный пакет[1] «Fit for 55», представленный Европейской комиссией 14 июля 2021 года подводит ЕС к целям[2] климатической политики 2030 и 2050 годов, а именно к стремлению к нулевым выбросам в атмосферу. Уже сейчас очевидно, что сокращение выбросов CO2 на 55% потребует обновления стратегиях развития государственных программ.[3]

Ключевыми элементами этого пакета являются:

¾ новая система торговли квотами на выбросы [4](ETS) для распределения топлива на автомобильном рынке;

¾ социальный климатический фонд;

¾ регрессивные эффекты распределения.

Первоначальный анализ последствий законодательного пакета даёт понять, что существует некий регрессивный эффект распределения[5], который непропорционально затрагивает домохозяйства с низкими доходами (у которых топливо и транспорт играют существенную роль в итоговом доходе). У таких хозяйств меньше возможностей для изменений, поскольку низкоуглеродные продукты[6] могут иметь высокие эксплуатационные расходы.

В зоне риска находятся несколько категорий потребителей (особенно с низкими доходами), которые часто не имеют достаточной информации о доступных низкоуглеродных альтернативах.

Предлагаемый план по созданию Социального климатического фонда[7] — это необходимая, но недостаточная компенсация для участников системы. Огромная проблема разработки эффективного и справедливого механизма компенсации, охватывающего различные виды неравенства, степени доступности рынка и уровни рыночной информации, была сильно недооценена. Создать углеродный рынок легко. А вот создать надлежащий компенсационный механизм в разнородной экономической зоне, состоящей из 27 членов, намного сложнее.

Размер фонда должен составить 72,2 миллиарда евро в период с 2025 по 2032 года, с использованием 25% доходов ETS от транспорта и строительства, с возможным совместным финансированием со стороны государств-членов ЕС. Это очень мало по сравнению с проблемами, возникающими при таком расширении ETS. Целью более высоких цен на выбросы углерода в любом случае является не повышение доходов, а направление поведения рынка в сторону низкоуглеродных технологий - таким образом, есть веский аргумент в пользу полного перераспределения дополнительных доходов.

Структура фонда также вызывает ряд вопросов. Только часть его должна быть направлена на социальную компенсацию, другая часть включает стимулы для электромобилей и инвестиции в зарядную инфраструктуру и декарбонизацию зданий. Домохозяйства с низкими доходами не получат выгоды от этих мер - действительно, использование фонда для поддержки электромобилей будет непропорционально выгодно для богатых домохозяйств. Для домохозяйств с низкими доходами приоритетом будет замена старых автомобилей, загрязняющих окружающую среду, на более экономичные, что потребует тщательного перерегулирования европейских рынков подержанных автомобилей.

При детальном рассмотрении структуры затрат фонда между государствами-членами ЕС комиссия попыталась создать формулу для учета численности населения включая долю сельского населения, валового национального дохода на душу населения, доли уязвимых домашних хозяйств и выбросов домашних хозяйств от сжигания топлива. Но при этом все равно не удаётся должным образом учесть неравенство внутри между стран ЕС. Относительно бедное государство-член с более низким уровнем неравенства внутри страны может в итоге получить меньше выгод, чем богатое государство-член с высоким уровнем неравенства.

К 2024 году страны-члены ЕС должны будут представить планы по изменению социальной политики вместе со своими национальными планами в областях энергетики и климата, в которых будут указаны уязвимые социальные группы и меры по снижению рисков.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

С пакетом «Fit for 55» климатическая политика ЕС затронет всех граждан напрямую. Политика изменения климата будет однозначно дорогостоящей. Поэтому тем важнее сбалансированное распределение этих затрат.

Первичный анализ вероятных последствий показывает, что есть основания для беспокойства или, по крайней мере, для того, чтобы поднять вопрос по поводу того, какие могут быть последствия для граждан ЕС, а также для малого, среднего и крупного бизнеса.

В период с 2008 по 2012 год большая часть пособий, квот и грантов (более 90%), как правило, выдавалась безвозмездно. Начиная с 2013 года ситуация изменилась, приходиться покупать квоты на аукционах, потому что они могут нести расходы на выбросы углерода (что означает более высокие счета за электроэнергию для домашних хозяйств). Энергоемкие промышленные отрасли продолжают получать большую часть своих пособий бесплатно (более 90% до 2020 г), но во многих случаях они получали больше пособий, чем им было необходимо. Бесплатное размещение (если оно не изменится) в следующем десятилетии составит от 250 до 350 миллиардов евро. Все чаще бесплатное размещение будет препятствовать, а не поддерживать инвестиции в прорывные низкоуглеродные технологии[8].

С Европейским зеленым курсом[9] на карту выходит больше «промышленной политики». Налогоплательщики ЕС должны будут финансировать поддержку экологически чистых сталей или цемента, экологичных государственных закупок, зеленой инфраструктуры и компенсационных мер для промышленности. Они также будут оплачивать углеродные затраты на импорт из-за механизма корректировки углеродных границ.

По отдельности каждая из этих мер, направленных на промышленность, может быть оправдана. Без общественной поддержки некоторые низкоуглеродные технологии останутся неконкурентоспособными, а сокращение выбросов может остаться недостижимой целью.

.

ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ЗАКОНА

В последние годы изменение климата вышло на передний план глобальной политики, и значительный размах набирают масштабные протесты, возглавляемые международными организациями, такими как Extinction Rebellion. В частности, протесты в конце сентября 2019 года стали крупнейшими[10]и были приурочены к климатическому саммиту ООН. В ходе этой акции на улицы[11] вышло более 6 миллионов человек в 180 странах. Протестующие требовали более быстрых и жестких мер по борьбе с изменением климата. Уникальность этого движения заключалась в том, что оно не только отображало реалии изменения климата, но и демонстрировало большую тревогу общества. Важно учитывать влияние этой проблемы и повышенное внимание к ней, которая влияет на промышленную политику предприятий во всем мире.

Угрозы для бизнеса

Изменение климата создает большие и вполне реальные риски для предприятий во всем мире. Изменение погодных условий и экстремальные стихийные бедствия, такие как засухи, наводнения и ураганы[12] могут сильно повлиять на повседневную деятельность компаний и нанести огромный финансовый и физический ущерб. Такой сбой был замечен в 2016 году, когда производственные предприятия Toyota были вынуждены закрыться из-за сильных землетрясений в Японии. Изменение глобального климата (из-за резкого повышения температуры) также вызовет изменение. Например, люди во многих регионах могут перестать нуждаться в обогревателях и других зимних принадлежностях из-за глобального потепления. Кроме того, изменение погодных условий отрицательно сказывается на чистой прибыли. Alphabet, материнская компания Google, заявила, что повышение температуры может значительно увеличить расходы на охлаждение их центров обработки данных.

Давление со стороны заинтересованных сторон.

Большинство компаний испытывают давление со стороны нескольких заинтересованных сторон, в первую очередь со стороны клиентов, заказчиков и потребителей, которые заставляют действовать в связи с изменением климата. В последнее время потребители заявляют, что будут выбирать компании, которые демонстрируют хорошую репутацию[13] и ценности, совпадающие с собственными жизненными идеями потребителя. Таким образом, потребители все больше ожидают от компаний социальной ответственности и активного участия в решении ключевых проблем, включая изменение климата.

Потребительский толчок - причина того, что крупные компании такие как IKEA, Apple и Nestlé взяли на себя обязательство полностью перейти на возобновляемые источники энергии[14] . Помимо клиентов, акционеры все больше озабочены экологическими инициативами компаний, в которые они вкладывают средства. Сотни инвесторов, представляющих активы под управлением на сумму более 35 триллионов долларов США, подписали инициативу Climate Action 100+, которая существенно оказывает давление на крупнейшие в мире корпорации, чтобы они приняли ощутимые и строгие меры по «сокращению выбросов и усилению раскрытия финансовой информации, связанной с климатом»[15].

Что может сделать бизнес?

Что могут сделать предприятия в условиях растущего давления с целью принятия мер в связи с изменением климата? Первым шагом для бизнеса является оценка воздействия и ущерба, который они наносят окружающей среде. Затем компании могут установить цели по сокращению выбросов углерода в соответствии с целями, изложенными в Парижском соглашении 2015, 2030, 2050 годов, которое направлено на ограничение повышения температуры и уменьшение воздействия изменения климата[16] . Большинство компаний не принимают во внимание уже очевидные последствия изменения климата при формулировании политики и не предпринимают никаких существенных действий для решения этой проблемы. Несмотря на это, такие движения, как «Восстание за вымирание», с их целью привлечь бизнес к ответственности, являются поводом для оптимизма: бизнес, наконец, может задуматься об изменении климата, обдумывая основную стратегию.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Основные тренды

¾ Проинвестировано 60 миллиардов долларов США во всем мире в стартапы на ранних стадиях, способствующие решению проблемы нулевых выбросов.

¾ Новые обязательства правительств, стран, городов, предприятий и инвесторов по нулевому переходу и растущее вовлечение потребителей стимулируют инвестиции.

¾ Мобильность и транспорт являются доминирующим сектором, за ним следуют пищевая промышленность, сельское хозяйство и землепользование, а также энергетический сектор. Растет число крупных сделок на сумму более 100 млн долларов США, и теперь они составляют 61 цент (цент) на каждый доллар, вложенный в климатические технологии.

¾ Привлечение стратегических инвесторов наряду с традиционным венчурным капиталом, включая корпоративный венчурный капитал и правительства, будет ключом к дальнейшему успеху климатических технологий.

¾ Венчурные и корпоративные инвестиции в стартапы, разрабатывающие технологии, позволяющие решать проблемы изменения климата и переход к нулевым чистым выбросам в атмосферу, росли более быстрыми темпами, чем венчурные инвестиции в целом в период с 2013 по 2019 года.

¾ Климатические технологии являются только зарождающимся сектором на рынке венчурного капитала (около 6% от общего капитала, инвестированного в 2019 году), венчурные инвестиции в климатические технологии увеличились с 418 миллионов долларов США в год в 2013 году до 16,3 миллиарда долларов США в 2019 году. Это примерно в три раза больше, чем темпы роста венчурных инвестиций в искусственный интеллект (ИИ) за этот же период.

¾ Ключевые факторы, влияющие на инвестиции, включают эффективность капитала для проверки и масштабирования решений и потенциал решений для обеспечения рентабельного сокращения или удаления углерода.

¾ Почти половина всех венчурных капиталовложений (60 миллиардов долларов) приходились на стартапы из США и Канады, строящих бизнес в области ClimateTech (29 миллиардов долларов), на втором месте Китай с 20 миллиардами долларов, европейский рынок привлек 7 миллиардов долларов США.

Драйверы роста

Климатические технологии, связанные с мобильностью и транспортом, тяжелой промышленностью, улавливанием и хранением парниковых газов, являются наиболее быстрорастущими сегментами анализа, за ними следуют продукты питания, сельское хозяйство, землепользование, искусственная среда, энергия, а также сбор данных о климате и Земле.

Инвестиции в микромобильность, такую как платформы для электросамокатов и велосипедов, а также в более широкие транспортные инновации, резко выросли, зафиксировав совокупный годовой темп роста (CAGR) в 151%, что составляет 63% (37,4 млрд долларов США) всего финансирования климатических технологий за последние семь лет. Масштабы транспортных инноваций также привели к более крупным сделкам.

Мои рекомендации инвесторам

Венчурное финансирование в области ClimateTech поступает со всех уголков рынка. Инвесторы разнообразные. От более традиционных венчурных фондов, специализирующихся на устойчивом развитии, до корпоративных инвесторов, в том числе крупных энергетических компаний, глобальных компаний по производству потребительских товаров и крупных технологических компаний, инвестиционных фирм, поддерживаемых государством, и участников прямых инвестиций, которые раньше вовлекались в сделки.

Стратегическая роль корпоративного венчурного капитала (CVC) является ключевой для многих стартапов в области климатических технологий. В частности, для тех, которые характеризуются высокими капитальными затратами и нацелены на подрыв крупных традиционных отраслей с высокими барьерами для входа, таких как энергетика, тяжелая промышленность и транспорт. Что касается мобильности и транспорта, 30% сделок в области климатических технологий включают фирмы CVC, а в сфере энергетики 32% задействованного капитала поступают от CVC. В целом, почти четверть сделок в области климатических технологий (24%) включала корпоративных инвесторов.

Инвестиционные центры

Анализ крупнейших инвестиционных центров Европы, Азии и Америки показывает, что инвестиции в стартапы в области климатических технологий в районе залива Сан-Франциско (11,7 млрд долларов США) на 56% выше, чем у его ближайшего конкурента, Шанхая (7,5 млрд долларов США). По сравнению с другими регионами Европа больше инвестирует в энергетику, особенно в разработку основных технологий для производства энергии из возобновляемых источников (преимущественно фотоэлектрические (PV) элементы) и накопления энергии (батареи), что демонстрирует потенциал развития региональных специалистов во второй волне. развития сектора климатических технологий, вслед за мобильностью и транспортом.

Помимо мобильности и доминирующих рынков США и Китая, Берлин, Лондон, Лабеж (Франция) и Бангалор, Индия вошли в первую десятку городов по инвестициям в стартапы в области климатических технологий, привлекая 1,3 миллиарда долларов США в основном за счет энергетики, сельского хозяйства, продуктов питания и землепользования.

Итоги

¾ Некоторые из технологий и решений, критически важных для обеспечения этой трансформации, проверены и нуждаются в быстрой коммерциализации, поэтому участие венчурного капитала является ключевым. Чтобы что-то изменить, не потребуются триллионы, вложенные в стартапы. Но для более сложных технологий и рынков потребуется целевая поддержка, в том числе со стороны правительств, чтобы сделать это за счет исследований и разработок, а также на ранних этапах, после которых все чаще выстраивается капитал

¾ Участие корпораций будет ключом к дальнейшему успеху климатических технологий - как с точки зрения их нулевых обязательств, стимулирующих спрос на новые решения, так и с точки зрения их инвестиций в коммерциализацию инноваций. Это не только финансовые средства, которые они приносят, но и коммерческое ноу-хау и отраслевые знания, которые помогут стартапам сориентироваться в том, как быстро внедрять и масштабировать новые инновации на рынке

¾ В краткосрочной перспективе, хотя COVID-19, вероятно, вызвал затишье на рынке венчурных капиталовложений в течение 2020 года, долгосрочные инвестиции и потенциал на рынке кажутся устойчивыми. За последний год около 300 глобальных компаний взяли на себя обязательство достичь нулевых чистых выбросов до 2050 года. Многие из этих обязательств включают значительные обязательства по финансированию инноваций.

¾ Рынок климатических технологий набирает обороты. Как общество, мы наблюдаем, как все больше предпринимателей запускают стартапы, все больше инвесторов поддерживают их и растет число более крупных раундов финансирования для более поздних этапов высокопотенциальных сделок Однако, стоит обратить внимание на то, что большинство экосистем все еще находится на стадии становления, с ключевыми пробелами в глубине и характере финансирования, доступном учредителям, и сложными структурными препятствиями, с которыми они могут справиться при масштабировании своего бизнеса.

¾ Европейская комиссия не забывает об опасениях по поводу социальных последствий здесь. Он предложит совершенно новый Социальный фонд для действий в защиту климата, чтобы справиться с последствиями распределения, чтобы гарантировать, что беднейшие домохозяйства не будут нести на себе тяжесть необходимой, более амбициозной климатической политики. По крайней мере, половина доходов от новых аукционов будет использована для компенсации более бедным домохозяйствам.

[1] Fit for 55» - пакет, направленный на то, чтобы вывести ЕС на путь сокращения выбросов парниковых газов (ПГ) на 55% к 2030 году и, в конечном итоге, климатической нейтральности к 2050 году. более десятка законодательных предложений, как для новых, так и для действующих законов..

[3] Системы торговли квотами на выбросы ЕС (ETS), разделения усилий на выбросы, не относящиеся к ETS, землепользование и лесное хозяйство, возобновляемые источники энергии, энергоэффективность, автомобильные стандарты и т.д.

[6] электромобили, солнечные панели на крыше и т.д.

[15] https://climateaction100.wordpress.com/ about-us/

Начать дискуссию