Цикличность жестокости

На фото — сурок. Тот самый, из х/ф «День сурка». Символ тщетности вырваться из цикла. [0]

Проявления жестокости и агрессии среди людей часто имеют циклический характер, они повторяются. В основе этого процесса лежит положительная обратная связь: одно негативное явление запускает другое, которое, в свою очередь, усиливает первое.

И вроде бы, это кажется понятным и очевидным, не так ли? Задумайтесь, сколько раз вы сами сталкивались с людьми, чье поведение ложится в эту модель. Однако, в этой цепочке причинно-следственных связей не всегда понятны участники процесса — какие именно эффекты поддерживают друг друга? Если мы будем знать о них, то мы поймем, как разорвать порочный круг.

Давайте рассмотрим это на примерах.

Эффект № 1. Кому мы обязаны нашим достижениям? Средний человек склонен приписывать жизненные достижения себе и своим действиям. А вот неудачи — «другим»: кто-то помешал, государство не защитило, внешние обстоятельства обрушились и так далее.

Многие социальные эффекты, которые кажутся очевидными, на самом деле могут таковыми не являться. Чтобы подтвердить или опровергнуть данный запрос, были проведены социальные эксперименты. Посмотрим на некоторые результаты:

Было проведено 70 экспериментов, и в каждом из них было доказано, что люди не отказываются от похвалы, когда им говорят, что они в чем-то преуспели. Они приписывают эти успехи своим способностям и усилиям, а неудачи — таким внешним факторам, как невезение или нерешаемость проблемы «в принципе» (Campbell & Sedikides, 1999).

Точно так же поступают и спортсмены: свои победы они преимущественно приписывают себе, а поражения — исключительно внешним обстоятельствам вроде плохой погоды, необъективного судейства, «сверхусилий» соперников или их грязной игры (Grove et al., 1991; Lalonde, 1992; Mullen & Riordan, 1988). А как вы думаете, в какой мере водители склонны возлагать ответственность за свои аварии на самих себя?

Обращаясь в страховые компании, обычно описывают дорожно-транспортные происшествия, участниками которых стали, примерно так: «Неизвестно откуда взявшийся автомобиль, которого никто не видел, стукнул мою машину и как сквозь землю провалился»; «Когда я выехал на перекресток, неожиданно показался забор. Из-за него я и не увидел другую машину»; «Пешеход нанес мне удар и бросился под колеса» (Toronto News, 1977). [1]

Эффект № 2. Тот же самый человек, если он незаслуженно плохо поступил по отношению к другому человеку, получает невроз. Разрешить его можно двумя способами: либо признать собственную неправоту, либо найти обоснование, почему «жертва» заслужила такое отношение к себе. Перечитав еще раз текст выше, мы быстро понимаем, какой путь предпочитает наш условный герой.

Данный эффект многократно подтверждался научным сообществом:

Причинение вреда ни в чем не повинным людям — в форме оскорбительных высказываний или нанесением ударов электрическим током, — как правило, приводит к тому, что агрессоры начинают унижать свои жертвы […] (Berscheid et al., 1968; Davis & Jones, 1960; Glass, 1964). Мы склонны не только обижать тех, кто нам не нравится, но и не любить тех, кого обижаем. [2]

Инстинктивное оправдание собственных действий, даже самых плохих, и попытка повесить ответственность за неудачу на окружающих приводят к агрессии в отношении последних. Агрессия, в свою очередь, подводит человека к необходимости унижать всех вокруг. Унижение вызывает повторную агрессию. И цикл замыкается сам на себе.

Похоже, что цикличность жестокости также коррелирует с цикличностью проявлениями глупости…

Как избежать подобных циклов и, если попал в них, как выйти?

Способы выхода из подобных сценариев существуют. Далее описаны некоторые из них.

Найти крайнего, на которого повесить все грехи… символически. Еще несколько тысяч лет назад иудеи стали использовать козла отпущения (буквально животное), на которого символически вешали грехи всего народа и отпускали в пустыню. Это по-прежнему является воспроизводством описанного цикла агрессии. Но, по по крайней мере, без человеческих жертв.

Запрещение запуска и воспроизводства действий, входящих в цикл. Одним из примеров воспроизведения такого цикла сейчас являются семейные конфликты. Их неоднократно пытались описать.

Например, Стивен Карпман моделировал процесс в виде треугольника «Преследователь — спаситель — жертва» (который сейчас и называют Треугольником Карпмана). Эта концепция позволяет описать, как часто воспроизводится конфликт, но ее явно недостаточно, чтобы этот конфликт предотвратить.

Гораздо более детальное решение разработано в США и некоторых других западных странах — см. следующий пример (авторское написание сохранено).

Закон о домашнем насилии в США. Как это работает.

Если жертва насилия (а в 97% случаев это- женщины) обращается в полицию, полиция прибывает на дом в течение нескольких минут. Никаких там «да сами разбирайтесь», «милые бранятся- только тешатся». Полиция специально обучена динамике отношений в ситуациях домашнего насилия и относится к подобным звонкам очень серьёзно.

Полиция осматривает жертву на предмет признаков физического абьюза: синяки, кровоподтёки и т.п. Квартиру- на предмет разрушений, проломленных кулаком стен и т. п.

Если находит, абьюзера арестовывают и помещают на 24 часа в jail. За эти 24 часа происходит слушание в суде в присутствии судьи. Даже если жертва забрала заявление- абьюзера продолжает судить штат. Эта поправка вышла к закону, учитывая, что многие жертвы насилия по самым разным причинам забирают заявление обратно.

Обычно на первый раз абьюзер получает предупреждение и обязан пройти 26 сессий терапии: один час по разу в неделю, то есть это продолжается в течение полугода. За терапию офендер платит из своего кармана.

В каждом штате есть свои вариации, но у нас в Иллинойсе именно так. Согласно иллинойскому протоколу исполнения закона о домашнем насилии.

Терапевт каждый месяц пишет отчёт по «успехам» абьюзера для суда. Потому что через 26 недель суд рассматривает, что делать с абьюзером дальше. Если упёрся рогом и настаивает, что «это она меня довела»- иди в тюрьму.

Если осознал: иди на волю, но попадёшься второй раз- иди в тюрьму.

Терапия абьюзеров обычно проходит в групповом сеттинге, в группе не больше 12 человек.

Формат: не наказывающий, а обучающий, дискуссионный и ни разу не унижающий или высмеивающий.

К абьюзерам и оффендерам относятся так, как хотят, чтобы они относились к своим партнёрам, ставшими жертвами их насилия. Специально обученные сертифицированные терапевты моделируют для офендеров эффективное поведение в ситуациях конфликта. Людей, разрешающих конфликты исключительно через мордобой и психологическое насилие, учат новым способам разрешения конфликтов.

Комната для терапии оборудована так, что в случае чего терапевт нажимает кнопку и через пять секунд в комнате появляется вооружённый до зубов отряд полиции. И участники терапии об этом знают. Так же они знают и видят направленные на них видеокамеры.

Такую работу обычно проводят только аккредитованные судом агенства, у которых есть всё необходимое оборудование для безопасности терапевтов и самих участников групп. […]

Все аресты, защитные ордера, обвинения заносятся в criminal record офендера, а это влияет на нахождение работы, на получение гражданства, карьеру и т.д.

Закон о домашнем насилии- это комплексный подход к проблеме домашнего насилия. В нём участвуют полиция, система судов, психологи, социальные работники, сотрудники приютов для жертв насилия и т.д. Все эти люди проходят специальные тренинги и специально обучаются, чтобы знать, как себя вести в том числе и в самых опасных для жизни ситуациях.

После введения закона в 80-е годы в США количество погибших женщин от рук своих мужей и бойфрендов сократилось с 10 тысяч до 1.5 тысяч в год ( на 300 млн. населения). [3]

Обратим внимание, что подобные циклы могут воспроизводиться не только в рамках дня / недели, но и передаваться от поколения к поколению. См. Следующий пример [TOP 100: australia & NEW zealand PSAs]

Что полезного мы можем извлечь из данного эффекта?

1. Существуют негативные циклические сценарии, которые, будучи запущенными, воспроизводятся на протяжении долгого времени.

2. Чтобы запустить такой цикл, достаточно одного действия. Остановить цикл тяжело. В том числе потому, что цена на выход становится ещё выше — признавать уже совершённые ошибки гораздо тяжелее. Нужно быть осторожными с такими триггерами. Полного перечня подобных циклов нам найти не удалось. Однозначно стоит их собрать, чтобы иметь возможность избежать в будущем.

3. Остановить подобные сценарии — сложно. Но есть, как минимум, два варианта, описанных в этой статье. Можно перенаправлять подобные устремления в мирное русло (например, на символическую жертву) либо решать проблемы на уровне правил, законов и запретов.

+ Ваши дополнительные возможности:

Вы можете #бесплатно скачать:

ВИДЕО-задачник проекта VIKENT.RU № 01

Источники:

[0] В заглавном изображении использован кадр из фильма «День сурка» (реж. Х. Рэмис, 1993) — Электронный ресурс.[1] Д. Майерс. Социальная психология. — 7-е изд. — СПб.: Питер, 2010. — С. 74-75.[2] Д. Майерс. Социальная психология. — 7-е изд. — СПб.: Питер, 2010. — С. 176.[3] Oksana Lexell, пост в Facebook — Электронный ресурс. ]

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда