Обманчивая очевидность социальных явлений

Обманчивая очевидность социальных явлений

Касательно работ социальных психологов можно часто услышать, что они занимаются установлением и так очевидных фактов.

Например. Эксперимент: исследователи составили два резюме на одну и ту же должность, которая традиционно считается женской — воспитатель в детский садик. Оба резюме были одинаковы по содержанию за исключением подписи. На одном стояло женское имя, на другом — мужское. У резюме с мужским именем предложений было в разы меньше. Очевидно? Да.

Но в иных ситуациях все не так прозрачно, как кажется на первый взгляд.

Каковы же результаты […] исследований? Их перечислил и прокомментировал другой рецензент, социолог Пол Лазарсфельд; я приведу некоторые из них в собственном изложении (Lazarsfeld, 1949).

1. Чем образованнее солдаты, тем труднее они адаптируются. (Интеллектуалы менее подготовлены к стрессам, связанным с военным временем, чем люди, воспитанные улицей.)

2. Уроженцы Юга лучше переносили жаркий климат островов, расположенных в южной части Тихого океана, нежели выходцы из северных штатов. (Для южан жаркая погода — более привычное дело.)

3. Белые рядовые с большим нетерпением ждали повышения по службе, чем афроамериканцы. (Годы угнетения не прошли бесследно для мотивации достижений.)

4. Афроамериканцы из южных штатов отдавали предпочтение белым офицерам-южанам. (У офицеров-южан более богатый опыт общения с чернокожими солдатами, чем у офицеров-северян.) […]

Однако они приведены не полностью. Далее Лазарсфельд пишет: «Все эти выводы диаметрально противоположны тому, что в действительности установили авторы исследования». На самом деле они нашли, что менее образованные солдаты адаптируются хуже, южане хуже северян адаптируются к климату тропиков, афроамериканцы с большим нетерпением ожидали повышения, нежели белые солдаты, и т. д. «Если бы мы сначала перечислили истинные результаты исследования (а Шлезингер узнал именно их), читатель и их назвал бы „очевидными“». [2]

Так в чём проблема? Их несколько:

Проблема 1: очевидный для читателя вывод может оказаться ложным.

Проблема 2: любой обоснованный вывод может показаться очевидным после того, как он стал известен.

Отсюда рождается тот скептицизм, о котором мы говорили в начале статьи. У массового пользователя складывается ложное ощущение о простоты объекта исследование, которое порождает такие же ложные выводы.

В частности, именно это чувство возникает у азартных людей, которым кажется, что они «уловили закономерность» и теперь точно знают, на что ставить все деньги.

Чем это может быть полезно? Помните: чтобы минимизировать ошибки в отношении явлений, кажущихся очевидными, ищите им объективное подтверждение. А если есть возможность и необходимость, ставьте эксперименты.

Связанные понятия:

  • Инерция мышления.

Делитесь в комментариях историями, в которых что-то вам показалось очевидным, а на деле это было совсем не так.

+ Ваши дополнительные возможности

2) Видео: разработка НОВОЙ ТЕМЫ: социальные инновации

Источники:

[1] Электронный ресурс. Режим доступа: funart.pro/uploads/posts/2021-07/thumbs/1627653079_27-funart-pro-p-gusenitsa-babochki-morfo-zhivotnie-krasivo-34.jpg (Дата обращения: 2021-12-20).

[2] Майерс Д., Социальная психология.- 7-е изд. — СПб.: Питер, 2010, с. 23-24

11
Начать дискуссию