«Необыкновенный концерт» и необыкновенная жизнь Сергея Образцова
Театральный деятель, актер и режиссер Сергей Владимирович Образцов (05.07.1901 — 08.05.1992) не только разработал теорию и методики для театра кукол, но создал жанр документального киномонолога, автор фильмов «Кинокамера обвиняет», «Удивительное рядом», «Невероятная правда» и «Кому он нужен, этот Васька».
Но это было уже потом, а в 1922-1930 годах Образцов был артистом Музыкальной студии МХАТ (с 1926 года ‒ Музыкального театра имени Вл. И. Немировича-Данченко), в 1930-1936 годах работал в труппе МХАТа-2, исполняя острохарактерные роли (Волгин — «Чудак» Александра Афиногенова, Шут — «Двенадцатая ночь» Уильяма Шекспира).
Параллельно с учебой Образцов выступал в сборных концертах с кукольной самодеятельностью. Впервые с театральными куклами Образцов выступил в 1920 году, первыми его зрителями были Константин Станиславский, Владимир Немирович-Данченко, Всеволод Мейерхольд, Владимир Маяковский.
Выступая в пародийном жанре «романсы с куклами», к середине 1930-х годов стал популярным артистом эстрады. Объектом его пародий была пошлость, характерная для исполнения некоторых эстрадных актеров, и обывательское мещанство («Минуточка», «Мы только знакомы, как странно», «Налей бокал», «Мы сидели с тобой», «Хабанера») .
В 1931 г. Образцов создал уникальный театр кукол, и более 60-ти лет являлся его бессменным руководителем. Он много сделал для разработки теории и методики театра кукол, определения его жанровых особенностей, изобретения новых систем кукол…
«Возьмем, к примеру, куклу ведущего с Необычного Концерта, о котором мы уже упоминали ранее», — говорит Елена. «Мы потратили много времени на то, чтобы придумать наряд, который он будет носить. Плащ просто не соответствовал характеру развязного церемониймейстера, которого мы делали. В конце концов мы договорились о черном смокинге с белым галстуком-бабочкой. И поскольку предполагалось, что мужчина будет размахивать руками и иметь особое выражение лица, нам пришлось придумать причудливый механизм, чтобы все это произошло»…
Некоторые факты биографии
Человек, который создал кукольное искусство как вид искусства и который считается одним из величайших кукольников 20-го века, Образцов родился в Москве в 1901 году. Сын школьного учителя и инженера-железнодорожника, он прожил долгую и счастливую жизнь, наполненную увлечением искусством и исполнительством.
Несмотря на то, что его родители не имели никакого отношения к искусству, Сергей впервые столкнулся с куклой, когда ему было шесть лет. Однажды родители взяли Сергея на прогулку и попросили купить ему бибабошку — куклу, которую носят на руке. После большевистской революции 1917 года, когда Россия лежала в руинах, Сергей Образцов зарабатывал на жизнь изготовлением негритянских кукол, которые просто отказывались продаваться.
Плюсом всего этого стало увлечение Сергея искусством кукольных представлений, которые имели такой большой успех во время семейных и студенческих представлений.
Самая аллегорическая форма искусств
Система режиссёрской, актёрской работы, изложенная Образцовым в книгах «Актёр с куклой» в 1938 году и «Моя профессия» в 1950 году — уникальный документ. Своё литературно-теоретическое наследие он также оставил в книгах «Эстафета искусств», «По ступенькам памяти», «Моя кунсткамера», «О том, что я увидел, узнал и понял во время двух поездок в Лондон» и «Театр китайского народа».
«Кукольный театр — самая аллегорическая форма искусства, которая только существует», — сказал Сергей Образцов. «Кукольный спектакль — это чудо оживления неодушевленных предметов. И если ожившим куклам удается эффективно выявлять человеческие пороки или прививать хорошие вещи, то это означает, что кукольному театру удалось сделать именно то, что он должен был…» И ему определенно удалось, его умелые руки превратили даже пару деревянных шаров в мужчину и женщину, безумно влюбленных друг в друга».
Вспоминает Владимир Александрович Разумный: «Высказывая в беседах со мною интереснейшие соображения о природе игры, куда более значимые, чем „открытия“модных психологов, он давал и свое понимание доминантыв системе эстетического воспитания детей. Такой доминантой он считал дрампедагогику, активное включение ребенка в театрализацию, в художественную игру, развивающую и укрепляющую прирожденные и благородные способности, нравственное всесилие которой мастер подвижнически демонстрировал в течение десятилетий.
Понятие «дрампедагогика», впервые введенное в научный обиход Сергеем Образцовым, воспринималось и пропагандировалось мною сугубо теоретически»…
Интересно? Еще можно почитать
1) «Создатели Улицы Сезам достигли невероятного, и история того, как они это сделали, — великолепная иллюстрация второй составляющей переломного момента — фактора прилипчивости.
Они обнаружили, что посредством небольшого, но существенно важного изменения в подаче материала можно преодолеть слабость телевидения как образовательного инструмента и сделать информацию запоминающейся»…
И еще подборка из 105 материалов по теме «Появление нового жанра» и 122 материала по теме «Театр, кино и ТВ»
2) Видео #онлайнкурсы: создание нового, педагогическое мастерство и ЖАНРЫ — 20 минут
3) Видео ТРИЗ-курс: социальная подготовка
Источники
- РИА Новости https://ria. ru/20210705/obraztsov-1739571569.html
- Владимир Александрович Разумный " Сергей Образцов«: https://www. razumny. ru/obrazcov
- Любовь Царевская «ТЕАТР КУКОЛ Сергея Образцова» https://web. archive. org/web/20051027021104/http://www. vor. ru/Events/program36.html
- Фото https://commons. wikimedia. org/wiki/Category:Moscow_State_Puppet_Theatre_named_after_Sergey_Obraztsov