Фонтаны и каскады Петергофа
20 августа 1721 г. , были пущены знаменитые фонтаны и каскады Петергофа.
Впервые Петергоф упоминается в 1705 году как «путевой двор» и пристань для переезда на остров Котлин. Это была одна из многих мыз («попутных светлиц») , построенных по дороге из Санкт-Петербурга вдоль южного берега Финского залива. В 1712 году начинается строительство загородной императорской резиденции для Петра I. В 1714 году был заложен Большой дворец.
В 1715 году император Пётр I задумал создать парадную императорскую резиденцию, способную превзойти знаменитый Версаль. Для этих целей начали строительство в Стрельне. Однако для круглосуточного функционирования фонтанов необходимо было поднять воду до отметки примерно 10 метров над уровнем моря, а это привело бы к затоплению бассейнов рек Стрелки и Кикенки, так как окружающая их территория (южнее Петергофской дороги) площадью в десятки квадратных километров находится ниже указанной отметки. Способные решить проблему гидротехнические сооружения обошлись бы Петру I слишком дорого, а стоило ли тратиться, когда западнее от Стрельны существовал ландшафт идеально созданный природой для круглосуточного поступления воды? Пойти против царской воли, инженерными расчётами доказать невозможность устройства «водных феерий» в Стрельне и перенести строительство в Петергоф смог талантливый инженер и гидротехник Б. Миних.
Характерной особенностью дворцово-паркового ансамбля Петергофа является его близость к морю. Из девяти парков ансамбля четыре северной границей имеют Финский залив. В этих четырёх парках (Нижний парк, Александрия, Сергиевка, Собственная дача) дворцы, играющие ключевую роль в ансамблях, расположены на краю естественной возвышенности, протянувшейся вдоль побережья моря.
Жизнь, мощь и силу петергофским фонтанам и каскадам даёт фонтанный водовод — замечательное создание русской гидротехники XVIII — первой половины XIX века. Пруды и каналы водовода органически вписаны в композицию Лугового, Колонистского и Английского парков. Из фонтанного водовода наполняются водоёмы Александрии и Александрийского парков.
Фонтанное строительство в 1730–1740 годах сказалось и на водоводной системе. Для снабжения водой каскада Драконов и всех водомётов восточной части Нижнего парка на верхней террасе вырыли Красный пруд, а для фонтанов Верхнего сада и «Самсона» проложили от Бабигонского пруда (ныне в Луговом парке) три деревянные трубы. Быстро выходившие из строя деревянные трубы в 1755–1769 годах заменили чугунными.
Важнейший период развития фонтанного водовода — 1825–1854 годы, когда от Ропшинских высот был проложен новый канал протяжённостью более пяти километров и устроено девять прудов-водохранилищ. Главная роль здесь принадлежит инженеру М. Пилсудскому, с 1741 года на протяжении 33 лет руководившему «фонтанными работами». С середины XIX века система фонтанного водовода в основном не изменялась. Длина всех каналов составляет 40 километров. Площадь 18 прудов-водохранилищ — около 100 гектаров, с объёмом более 1 миллиона 300 тысяч кубометров. Для регулирования поступающей с Ропшинских высот воды построено 22 шлюза (из них 6 — двойные) .
Путь воды к фонтанам начинается от множества мелких источников, питающих несколько крупных ручьёв, стекающих с Ижорской возвышенности. Глядинский и Хабанский ручьи образуют Фабричную речку, от которой тянется Старо-Петергофский (Ропшинский) канал; Леволовский и Святой ручьи сливаются в Ново-Петергофский, который, в свою очередь, отдаёт воду Старо-Петергофскому каналу. Вблизи деревни Низино устроен Шингарский шлюз со сбросом воды в речку Стрелку. От этого шлюза вода идёт по каналу, который в этой части называется Петергофским и заканчивается Самсоновским бассейном. Здесь происходит разветвление системы на три части. От Петергофского канала через пруды и протоки вода направляется в Английский пруд, а из него в Верхнесадский канал. От Самсоновского водоёма по Ольгинскому водоводу она течёт к Верхнему саду и Нижнему парку. Собранная в прудах-резервуарах на верхней террасе вода по подземным трубам устремляется к четырём группам фонтанов и каскадов Нижнего парка.
Интересно? Еще можно почитать
1) Примат образа над функцией и конструкцией в творчестве Мельникова также вытекает из его понимания формы как высшего художественного синтеза и убеждения, что ей свойственны не только художественные, но и определённые структурные и функциональные качества. Это в значительной мере разъясняет известный тезис Мельникова о том, что он творил архитектуру для ещё не существующих конструкций и всегда верил в возможность их создания.
В этой же связи находится другая новаторская особенность его творчества. На заре создания советский архитектуры он выдвинул идею гибкого функционального использования пространства интерьера путем его трансформации. Форма и её качества абсолютны, функция относительна. Она может изменяться
Этоти еще 37 материалов VIKENT.RU по теме Архитектура
2) Видео: система решений ЗАДАЧ архитектора
3) Видео: Экспертная система выдала от 100 до 600 верных Решений…
4) Бесплатная online-консультация VIKENT.RU № 286 по вопросам развития личности, креатива и Творчества пройдет 21 августа 2022 года (воскресенье) в 19:59 (по мск) .
Источник:
- Солдатики в Петергофе http://soldatiki-spb. blogspot. com/2018/08/blog-post_19.html
- Официальный сайт музея-заповедника «Петергоф https://peterhofmuseum. ru/