10 факторов кризиса педагогики

Первый фактор кризиса вокальной педагогики обусловлен существующими критериями приёма абитуриентов, которые не позволяют реализовать справедливую систему проверки данных абитуриентов, в результате чего многие перспективные певцы оказываются отвергнутыми, так как экзаменаторы «не увидели» в них серьёзных дарований. Девиз Россини «голос и ещё раз голос» в современных условиях теряет актуальность, и настало время пересматривать критерии, не позволяющие экстраполировать развитие певца на длительный период. (Современная звезда оперной сцены О. Бородина яркий тому пример — она была отвергнута при поступлении в консерваторию, причём не однажды).

Тимофей Докшицер на занятии в классе Михаила Иннокентьевича Табакова https://735606.selcdn.ru/thumbnails/photos/2021/12/09/tpg1x7xk0qdljykg_1024.jpg
Тимофей Докшицер на занятии в классе Михаила Иннокентьевича Табакова https://735606.selcdn.ru/thumbnails/photos/2021/12/09/tpg1x7xk0qdljykg_1024.jpg

Второй фактор кризиса обусловлен тем, что абитуриент рассматривается как обладатель певческого голоса, а не как творческая личность, живущая по общепринятым законам коммуникации. Некоторые педагоги, следуя устаревшим традициям, обрабатывают голос ученика методом проб и ошибок, не составив чёткого представления об индивидуальности студента и не слыша зова его истинной природы. Артистические способности педагога ещё не дают педагогической мудрости, и часто опытный артист, придя в стены вуза, чувствует себя беспомощным педагогом, хотя и наделен званием профессора (примеров знаю много, но воздержусь их приводить).

Третий фактор кризиса в том, что постоянно возрастает уровень культуры общества и сегодня нельзя считать актуальными те методы, которые были таковыми ещё вчера. Абитуриент, пришедший в класс к педагогу, может оказаться носителем более культурных методов коммуникации, чем его маэстро, и это будет создавать неудобства, обусловленные субординацией в данной ситуации. Хорошо, если педагог найдет удобный вариант общения и избегнет напряженности во взаимоотношениях. В ином случае конфликт становится неизбежным и ученик вынужден будет искать другого учителя, способного общаться с ним на адекватном уровне культуры.

Четвертый фактор кризиса заключается в том, что в настоящее время существует дефицит методических источников, освещающих функциональные аспекты вокального творчества, и прежде всего психофизиологические. До сих пор основу методики обработки профессиональных голосов составляют вокально-технические и музыкально-художественные каноны, а функциональные и социоэтические остаются белым пятном на фоне общей картины вокальной педагогики. Зачастую в основу профессионального стереотипа кладется фактор телесных ощущений, а не фактор «инструментальности тона» или хотя бы осмысленности вокальной интонации.

«Деловое выступление» Хор Казанского института культуры. https://735606.selcdn.ru/thumbnails/photos/2017/07/24/xzwz1fbczpiuwzyp_1024.jpg
«Деловое выступление» Хор Казанского института культуры. https://735606.selcdn.ru/thumbnails/photos/2017/07/24/xzwz1fbczpiuwzyp_1024.jpg

Пятой причиной кризиса вокальной педагогики можно назвать ту, что при обучении студентов-вокалистов учитывается только практический аспект их специализации, то есть умение петь, но не учитывается теоретический аспект их вокально-педагогической компетентности, то есть умение преподавать пение. Сегодня студентов-вокалистов надо ориентировать уже не только на сценическую деятельность, но и на педагогическую, а педагогам знания нужны более основательные, нежели певцам-исполнителям, и тот объем, который включает в себя курс вокальной методики (36 часов), не содержит суммы необходимых знаний.

Шестой фактор кризиса заключается в том, что некоторые педагоги, усомнившись в своих знаниях и преодолев инертность мышления, готовы обогатить свое педагогическое кредо, но не могут найти нужных источников или не могут их понять, так как язык науки для них труден, а порой и недоступен. К тому же повышать свою компетентность у многих педагогов нет стимула, ибо среди их знакомых есть власть имущие «лоббисты», которые всегда защитят их некомпетентность, а ученика пристроят в «теплое место», чтобы скрыть брак его педагога.

Седьмой фактор кризиса обусловлен трудностью определения процента брака в работе того или иного педагога, йак по причине расплывчатости критериев оценки его работы, так и по причине разнообразия личных и производственных взаимоотношений. Немалую лепту в снижение качественных показателей педагогического процесса вносит и гарантированный характер оплаты труда (ставка) и кумовство, что тоже говорит о зыбкости справедливых критериев.

Восьмой фактор кризиса связан с низкой требовательностью к певцам, предъявляемой театрально-концертными организациями при приёме на работу молодых специалистов, не обладающих в нужной степени профессиональными навыками, хотя спрос сегодня уже не превышает предложения. Необходимо пересмотреть и критерии профотбора в театры с целью повышения авторитета и профессионального уровня этих учреждений культуры. Практика показывает, как трудно адаптироваться в театре талантливому певцу, если микроклимат в коллективе театра, мягко говоря, не творческий и энергия заблуждений превышает энергию здравого смысла.

VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов. Гости фестиваля https://735606.selcdn.ru/thumbnails/photos/8/e/9/8e95354f0d5c6860_1024.jpg
VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов. Гости фестиваля https://735606.selcdn.ru/thumbnails/photos/8/e/9/8e95354f0d5c6860_1024.jpg

Девятый фактор кризиса обусловлен стремительным ростом популярности вокально-инструментальных групп, повсеместно получающих право выхода на сценические площадки, не заботясь при этом о художественном уровне и репертуаре своих песен. Стиль исполнения, манера поведения на сцене и вокальная техника солистов некоторых эстрадных ансамблей не отвечают нравственным критериям вокального искусства и не способствуют поднятию уровня культуры общества.

Десятый фактор кризиса обусловлен учащением ритма жизни и увеличением скорости коммуникаций, что ведет к более быстрому, чем ранее, созреванию молодежи. Поэтому надо пересматривать возрастные критерии приёма в консерваторию. Посмотрите, какие талантливые дети пяти-шести лет поют в телепередаче «Утренняя звезда». А как рано созревают подростки-школьники — наши воспитанники, готовые к жизненным испытаниям и дерзновенным поискам своего пути.

Все эти факторы призывают педагогов-вокалистов высших учебных заведений к пересмотру устаревших канонов и выработке нового мышления. Подводя итоги 16-го смотра выпускников вокальных факультетов, председатель научно-методического совета по вокальному образованию при Министерстве культуры РСФСР профессор Н. Шпиллер в интервью газете «Советская культура» отмечала, что сегодня уже нет разницы в уровнях подготовки певцов между столичными и периферийными вузами и надо срочно повышать теоретический уровень педагогов... «Хотелось бы напомнить, — сказала она, — что от вузов нельзя ждать в театрах готовых артистов. Молодые вокалисты становятся ими в театральном коллективе благодаря усилиям дирижеров и режиссеров».

Возникает законный вопрос: «А зачем же тогда консерватории?» Чтобы соловьев превращать в петухов? Но это же слишком дорогое «удовольствие» для государства и для народа. За прошедшие с тех пор 17 лет картина мало изменилась к лучшему и лишь некоторые из педагогов потянулись к научным знаниям. До сих пор нет здравых подходов к оценке работы педагогов и нет объективных критериев их профессионального отбора.

Опера Шарля Гуно «Фауст» https://735606.selcdn.ru/thumbnails/photos/6/4/a/64ad22d5349877a6_1024.jpg
Опера Шарля Гуно «Фауст» https://735606.selcdn.ru/thumbnails/photos/6/4/a/64ad22d5349877a6_1024.jpg

Несколько лет назад мне сообщили, что в Софийской консерватории (Болгария) есть вакантные педагогические места на вокальной кафедре, потому что там введены жесткие критерии отбора и мало находится смельчаков поучаствовать в этом конкурсе. Оказывается, кандидат на должность педагога-вокалиста должен:

1. Спеть перед комиссией несколько произведений и показать вокальную технику.

2. Провести открытый урок и показать педагогическое мастерство.

3. Написать научно-методическую работу на заданную тему.

4. Защитить на коллоквиуме свое педагогическое кредо.

Доживем ли мы до таких критериев отбора педагогических кадров? Думаю, что да, но не ранее как лет через тридцать...

Прокопьев В.Н., Как стать певцом и сделать карьеру, СПб, «Русская графика», 2000 г., с.141-143

Интересно? Еще можно почитать

1) «При рассмотрении проблемы сохранения системы высшего образования существенным, с нашей точки зрения, является выделение трёх категорий ВУЗов, основное различие между которыми состоит не в специальности, по которой производится подготовка студентов, а в масштабах влияния на общество, как текущее, так и перспективное»...

Этоти еще 39 материалов VIKENT.RU по теме ОРГ педагогики

2) Видео: Смешение понятий: «СВОБОДА СЛОВА / МНЕНИЙ» и ПРОФЕССИОНАЛИЗМА

3) Также, идёт приём Ваших новых вопросов по более чем 400-м направлениям творческой деятельности – на онлайн-консультацию 16 октября 2022 года в 19:59 мск (воскресенье). Это принципиально бесплатный формат.

Задать вопросы Вы свободно можете здесь: https://vikent.ru/w0/

Начать дискуссию