Как составить вопросы для исследовательского интервью? Часть 2/4

Часть II. Как составить вопрос для исследовательского интервью, чтобы извлечь конкретные и актуальные ответы?

Как составить вопросы для исследовательского интервью? Часть 2/4

Приём № 1. Приводить примеры или аналогии, чтобы вопрос был более понятным

Приведение примеров помогает:

  • Понять, что именно хочет услышать интервьюер от респондента;
  • Вспомнить, были ли у респондента ситуации, которые соответствуют вопросу интервьюера;
  • Ещё раз обдумать ответ, пока интервьюер зачитывает вопрос.

Кроме того, может показаться, что чем короче вопрос, тем лучше. Это далеко не всегда так. Есть корреляция между продолжительностью вопроса и продолжительностью ответа. Это значит, что на длинный вопрос с большей вероятностью будет получен развёрнутый ответ.

«Можно выделить три причины повышения объема воспоминаний при увеличении длины вопроса.

Во-первых, более длинные вопросы содержат явные напоминания, по сути являющиеся помощью в воспроизведении прошлого. [...]

Во-вторых, более длинный вопрос занимает у интервьюера больше времени во время чтения и дает больше времени респонденту, чтобы подумать. При всех равных условиях чем больше у респондента времени на воспоминание, тем вероятнее, что он вспомнит о случившемся с ним в прошлом событии.

И наконец, многие психологические опыты подтверждают, что продолжительность ответа прямо связана с продолжительностью вопроса. Чем больше говорит интервьюер, тем дольше ему отвечает респондент. Хотя длина ответа не обязательно прямо соответствует его качеству (особенно это относится к вопросам о мнениях и отношениях), более длинные ответы часто приводят к вспоминанию дополнительных событий, чему может способствовать и собственная речь респондента».

Источник: Сеймур Садмен, Норман Брэдбери. Как правильно задавать вопросы: введение в проектирование массовых обследований. — М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2002. — с. 62

Приём № 2. Разбить абстрактный исследовательский вопрос на несколько конкретных. Перевести вопросы в разговорную форму, чтобы облегчить их восприятие

Есть цель интервью или гипотеза, которую Вы хотите проверить. А есть вопросы, с помощью которых эту гипотезу Вы будете проверять. Часто две эти формулировку будут отличаться. Например, Вы хотите выяснить, какие стереотипы навязываются подросткам через популярные фильмы, сериалы или просмотр блогеров. Но Вы не можете прямо спросить у подростка об этом — он не сможет ответить на этот вопрос.

Скорее всего, понадобится цепочка более конкретных вопросов, понятных подростку. Это могут быть такие вопросы:

  • Какие фильмы / сериалы / блогеры смотрит подросток?
  • Что именно ему в них нравится? Поведение каких героев? Почему?
  • С каким поведением он согласен? Что хотел бы перенести в свою жизнь или, может быть, что-то уже перенёс?

«При разработке вопросника следует отличать программный вопрос от анкетных вопросов. Программный вопрос отвечает целям исследования и служит критерием выбора конкретных вопросов, включаемых в анкету. Как правило, он сформулирован в общих терминах и содержит абстрактные понятия, не всегда очевидные для опрашиваемых. Например, вы хотите определить отношение американского общества к контролю над продажей оружия, либо влияние телевизионной программы, посвященной проблемам здоровья, на практическое использование слушателями информации, либо отношение к сокращению численности рабочих мест, вызванному повышением уровня автоматизации. [...]

Формулирование конкретных вопросов, предъявляемых респондентам, помогает более отчетливо понять программный вопрос. Бели при формулировании вопроса возникает двусмысленность или возможны альтернативные варианты его прочтения, то необходимо вернуться к целям исследования. Часто оказывается, что они недостаточно четко определены и требуют дальнейшего уточнения. [...] В исследованиях на одну и ту же тему, но с разными целями, могут ставиться совершенно разные вопросы. Даже если задаются одинаковые общие вопросы, уточняющие вопросы будут различными в зависимости от целей проекта».

Источник: Сеймур Садмен, Норман Брэдбери. Как правильно задавать вопросы: введение в проектирование массовых обследований. — М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2002. — с. 25-26

Также исследовательский вопрос в первоначальном варианте может напугать респондентов, например, если до этого они никогда не участвовали в исследованиях. Соответственно, они могут стесняться и отвечать неразвёрнуто. Поэтому стоит адаптировать вопросы для более лёгкого восприятия, перевести их в разговорную форму.

«Абстрактно сформулированные исследовательские вопросы вряд ли приведут к тому, что старшеклассники будут отвечать раскованно, неофициально. Для того, чтобы получить спонтанные подробные описания, академические исследовательские вопросы необходимо перевести в легкую разговорную форму. При этом один исследовательский вопрос может быть прояснен с помощью нескольких вопросов интервью. Таким образом, рассматривая тему с разных сторон, можно получить богатую, разнообразную информацию. С другой стороны, в ответе на один вопрос интервью могут содержаться ответы на несколько исследовательских вопросов. [...]

Источник: Квале С. Исследовательское интервью. — М : Смысл, 2003. — с. 133-134

Как составить вопросы для исследовательского интервью? Часть 2/4

Приём № 3. Использовать подсказки в вопросах для активизации воспоминаний

Предположим, мы хотим узнать, какой контент смотрит подросток. Соответственно, чтобы он вспомнил эту информацию, можно дать ему подсказку. Что это может быть?

Например, подсказку можно заложить в сам вопрос: «Многие люди смотрят контент в социальных сетях. Кто-то предпочитает интервью, кто-то — образовательные лекции, кто-то — развлекательные скетчи. Какой контент чаще всего смотрите Вы?»

Другой вариант: подсказка с помощью узнавания. Например, у Вас уже сделаны некоторые обобщения, но необходимо собрать ещё примеры. Для этого можно привести пункты, которые уже удалось выявить, и попросить привести собственные примеры для этих пунктов. Можно было бы составить такой вопрос к исследованию про авторитет преподавателя:

«Пока нам удалось выявить такие критерии, влияющие на авторитет преподавателя:

1) На уроке у всех детей равные условия, независимо от оценок / отношений с учителем;

2) Учитель вводит правила и следит за их выполнением;

3) За негативное действие (опоздание / пришёл без домашнего задания) всегда наступают последствия, и ученики это знают;

4) Учитель не бросает детей сразу после занятия, а взаимодействует с ними во внеурочное время.

Приведите примеры, какие из этих действий совершали Ваши учителя?»

«Психологи выделяют три способа что-либо вспомнить: свободное воспоминание (free recall), воспоминание по поисковым сигналам (cued recall) и узнавание (recognition). Свободное воспоминание связано с минимальными попытками со стороны интервьюера уточнить детали прошлых событий. Открытые вопросы — типичный пример свободного воспоминания, например: „Что вы ели на ужин вчера вечером?“.

Воспоминание по поисковым сигналам аналогично предыдущему способу, но кроме свободного рассказа респонденты перечисляют факты или события, которые способствуют быстрому восстановлению в памяти необходимой информации. Иногда намеки могут содержаться в формулировке вопроса, например: „Многие люди занимаются спортом: играют в гольф, теннис, посещают боулинг или ходят в бассейн. Каким видом спорта занимаетесь вы?“. Иногда поисковые сигналы размещаются в начале опроса или какой-нибудь части интервью в качестве вступительных слов.

Первые два способа активизации воспоминаний направлены на восстановление фактов или установок, с одной стороны, релевантных вопросу, а с другой — правдиво представляющих прошлые события. В случае узнавания респонденту предлагают готовый список событий и просят лишь указать на те, которые соответствуют его опыту. Так, вместо того чтобы спрашивать о виде спорта, которым занимается респондент, ему предлагается серия вопросов: „Теперь я задам несколько вопросов о спорте. Вспомните виды спорта, которыми вы занимаетесь. Вы играете в бадминтон? Вы играете в баскетбол? Вы посещаете боулинг?“ и тд., пока не будет перечислен весь список интересующих видов спорта. Понятно, что сбои в поиске практически отсутствуют в узнавании и гораздо реже встречаются в воспоминаниях по поисковым сигналам, нежели в свободных воспоминаниях».

Источник: Садмен С., Брэдбери Н., Шварц Н. Как люди отвечают на вопросы: применение когнитивного анализа в массовых обследованиях. — М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2003. — с. 180

Также можно добавить в вопрос уточнения о времени, месте или каких-то других обстоятельствах, чтобы активировать воспоминания. Кроме того, можно спросить о других, чтобы получить дополнительную информацию и помочь вспомнить информацию про себя. Вот несколько примеров:

  • Какие видео Вы смотрите в весёлом / грустном настроении?
  • Какие видео Вы смотрите дома / в школе? Это одно и то же или разное?
  • Какое самое интересное видео Вы посмотрели за последний месяц?
  • Какие видео смотрят Ваши друзья?

Приём № 4. Ввести в вопрос визуальную информацию, чтобы помочь респонденту удержать суть вопроса в памяти и быстрее найти ответ

Визуальной информацией могут быть схемы, таблицы, иллюстрации, карточки — всё, что поможет лучше понять вопрос и помочь респонденту ответить на него.

«Изображения. Сложные мнения и представления, которые респонденту трудно сохранить в памяти, после того как он их услышит, могут быть представлены в виде изображения (таблица 44). Этот метод дает возможность предложить более двух мнений одновременно. А формат позволяет респондентам сопоставить свое мнение с другими мнениями, образно представленными на рисунке, что создает ощущение большей конкретности, чем стандартная форма вопросника. Следует обратить внимание на приведенный пример, который можно отнести к разряду вопроса „с довеском“, обсуждавшегося в пятой главе. Такая ситуация всегда может возникнуть при необходимости выразить сложные мнения с использованием изображений. [...]

Сортировка карточек. Если нужно получить оценки по большому числу переменных (событий, характеристик и др.) или произвести сложное ранжирование, эффективным инструментом может послужить сортировка карточек. Респонденты раскладывают карточки с напечатанными ранжируемыми характеристиками стопками в соответствии со шкалой, которую им дает интервьюер. Они получают также инструкции, поясняющие, какой смысл придается отметкам шкалы».

Источник: Сеймур Садмен, Норман Брэдбери. Как правильно задавать вопросы: введение в проектирование массовых обследований. — М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2002. — с. 170-173

Продолжение — Как составить вопросы для исследовательского интервью? Часть 3/4 — выйдет 29 апреля 2023 года.

Подпишитесь, чтобы не пропустить.

Дополнительные материалы для увеличения возможностей читателей

Полезные материалы по задаванию вопросов и проведению интервью:

  • Доклад Т. В. Кыркаловой «15 приёмов: как задать сильный вопрос»: https://youtu.be/9cJRQ3U1tUc
  • Доклад Т. В. Кыркаловой «Этический Кодекс при интервью Эксперта»: https://youtu.be/GwphH3pZv30
  • Доклад Д. А. Матвеева «Как правильно задать вопрос Эксперту»: https://youtu.be/NRk1dRTMAK0
  • Доклад С. А. Резникова «Извлечение профессиональных знаний из Экспертов» https://youtu.be/x1J8gAXWGuc
  • Доклад Ю. В. Максимкиной «Развитие мышления: как задавать сильные вопросы» https://youtu.be/QQCNUtVi2ss
  • Доклад И. М. Лебедева «Опыт проведения «табличных интервью» с Экспертами для выявления их знаний https://youtu.be/l8qKH4WrCcw

Новые исследовательские темы

  • Как проиллюстрировать вопрос? Приёмы введения визуальной информации
  • Как выбирать респондентов для опроса: по каким признакам выбрать качественного интервьюируемого ДО интервью?
  • Варианты подсказок в исследовательских интервью
  • Цепочки / последовательности вопросов на исследовательских интервью под разные задачи

Автор реферата приглашает к разработке новых исследовательских тем под личным руководством. Если Вас заинтересовала какая-либо тема, Вы можете написать мне в личные сообщения: https://vk.com/tkyrkalova

Начать дискуссию