Наследие реформ Петра I Великого

Ни один правитель Российской империи в Новейшей истории не может сравниться с кардинальным преобразованием всех сфер жизни общества, как это сделал Петр I. Многие явления культурной жизни были им привнесены, созданы по его воле и внедрены не всегда гуманным с современной точки зрения способом. И все тектонические изменения произошли всего за четверть века.

1 С. А. Кириллов. Пётр Великий. (1982–1984)
1 С. А. Кириллов. Пётр Великий. (1982–1984)

Историк XIX века Михаил Погодин писал: «Мы просыпаемся. Какой нынче день? — 18 сентября 1840 года. Петр велел считать годы от Рождества Хрис­това, Петр Великий велел считать месяцы от января. Пора одеваться — наше платье сшито по фасону, данному первоначально Петром, мундир по его форме. Сукно выткано на фабрике, которую завел он, шерсть настрижена с овец, которых он развел. Попадается на глаза книга — Петр Великий ввел в употребление этот шрифт и сам вырезал буквы. Вы начнете читать ее — этот язык при Петре сделался письменным, литературным, вытеснив прежний, цер­ковный. Приносят вам газеты — Петр Великий начал их издание. Вам нужно купить разные вещи — все они, от шейного платка до сапожной подо­швы, будут напоминать вам о Петре Великом. Одни выписаны им, другие введены им в употребление, улучшены, привезены на его корабле, в его гавань, по его каналу, по его дороге. За обедом, от соленых сельдей до картофеля, кото­рый сенатским указом указал он сеять, до виноградного вина, им разведенного, все блюда будут говорить вам о Петре Великом. После обеда вы едете в гости — это ассамблея Петра Великого. Встречаете там дам, допущенных до мужской компании по требованию Петра Великого. Пойдем в университет — первое светское училище учреждено Петром Великим. <...> Мы не можем открыть своих глаз, не можем сдвинуться, не можем оборотиться ни в одну из сторон без того, чтобы не встретился с нами Петр: дома, на улице, в церкви, в учи­лище, в суде, в полку, на гулянье, все он, всякий день, всякую минуту, на всяком шагу!»

В культурной ориентации на Запад и отрицании традиционного порядка Петр I видел будущее России и возможность быстрого преодоления отставание от стран Европы. Все его начинания были основаны на европейской философии рационализма. Например, Петр I для алфавита убрал сложные варианты написания, оставив простые и удобные для ежедневного использования. Рационализм и системность противопоставлялись традиционному «московский авось» и «московский тотчас».

Не было слепого восприятия — как рационалист и даже циник, Петр I не идеализировал западную демократию. Он отбирал те культурные и интеллектуальные ценности, что по его мнению, подходило для России. Это были и приобретения произведений искусства, и отправка молодых людей за границу для получения образования и стажировки, и приглашение иностранных мастеров и учёных. И в Россию ехали, как когда-то в Америку. Математик Леонард Эйлер признавал, что если бы не Петербургская академия наук, где он работал по приглашению, то он так и остался бы рядовым и безвестным.

2 Станислав Хлебовский. Ассамблея при Петре I
2 Станислав Хлебовский. Ассамблея при Петре I

Усилия Петра I в обучении молодых и приглашении мастеров с Запада сформировали питательную среду для русской культуры и науки. Можно привезти книги, готовые приборы и орудия труда, но без квалифицированных кадров на месте они останутся бесполезным хламом, на которые потрачены деньги. Проникнутые идеями новой культуры люди распространяли свое влияние по всей Российской империи. Но у этого была и обратная сторона.

Благодаря реформам, Петр I заложил культурный разлом между властью с интеллектуальной элитой и простым народом. До реформ народная культура была широко распространена во всех слоях общества. С введением Петром западных праздников, обычаев вместе с искоренением старых и традиционных, элитарная часть общества все больше становилось чуждой, вызывала неприятие своим видом, немецким и французским выговором. Разобщение и непонимание реальной ситуации хорошо видно по сборнику Вехи начала XX века и серии революций.

Видео ОШИБКИ РУССКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ на ПРИМЕРЕ АВТОРОВ СБОРНИКА «ВЕХИ»

Помимо раскола в обществе, произошла консервация многих явлений Средневековья — резкое усиление крепостного права, жесткая политическая система на основе ничем не ограниченной самодержавной власти вместо опоры на закон и парламентаризм, как это сложилось в Европе. Петр I резко сузил иные варианты развития и возможные альтернативы, оставив только одно направление.

Интересно? Еще можно почитать

1) «...введение Табели о рангах означало для представителей всех социальных слоев появление возможности проникнуть в российский господствующий класс, а также то, что заслуги (а не происхождение, как прежде) стали выступать в качестве основного критерия при определении статуса отдельного лица и необходимости его продвижения по службе. В результате имело место нивелирование, или „демократизация“ дворянства, что шло вразрез с интересами старой родовитой аристократии»

Этот и еще 113 материалов VIKENT.RU по теме Теория элит

2) Видео: ДЕЛО ЖИЗНИ: ПОИСК и ДОСТИЖЕНИЯ

Ваши новые вопросы по более чем 400-м направлениям творческой деятельности — на онлайн-консультацию третье воскресенье каждого месяца в 19:59 (мск) Вы свободно можете здесь: https://vikent.ru/w0/ Это принципиально бесплатный формат.

3) Видео: Как создавать социальные инновации и изобретения? / Интервью с И. Л. Викентьевым для проекта АПОРОН

4) Видео: Как внедрять социальные инновации и изобретения? / Интервью с И. Л. Викентьевым для проекта АПОРОН

5) Видео: Как разрабатывать социальные инновации и изобретения? / Интервью с И. Викентьевым для проекта АПОРОН

Источники

Благодарю И.Л. Викентьева за присланный фрагмент

Фото:

Начать дискуссию