Гипотеза о зарождении воображения

«... вовлечение предков человека в сферу труда привело к тому, что способ производства материальных благ стал специфическим способом существования человека, что в едином процессе преобразований изменилась биология предков человека, сформировалась полноценная речь, сознание, интеллект, духовный мир. Но ответ в общем виде уже давно не удовлетворяет потребности в выяснении генезиса сознания человека, так как развернувшиеся процессы в мире и нашей стране настоятельно требуют более конкретных выводов. Отрадно, что исследования в различных областях научного знания начинают приносить ценные результаты, которые при соответствующей интерпретации проливают свет на происхождение сознания человека.

Источник: https://youtu.be/92byZuI5rdc
Источник: https://youtu.be/92byZuI5rdc

Такие надбиологические феномены, как труд (понятно, что бессознательно-рефлекторная строительная деятельность некоторых животных отнюдь не есть труд), социальная связь и сознание, которое неотделимо от языка как изначально социального явления, невозможно вывести прямо антропогенетическим путём из биологии.

Как известно, труд представляет собой целесообразную деятельность, это значит, что «в конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, то есть идеально» (Карл Маркс). Другими словами, сознание предшествует труду; аналогичная картина и с обществом. Как целесообразная деятельность немыслима без сознания, так и сознание предполагает в качестве предпосылки социальную связь людей, основанную на трудовой деятельности.

Получается, что все три стороны собственно человеческой реальности — сознание, общество и труд — взаимно предполагают друг друга, получается своего рода замкнутый круг. Возникает вопрос об их исходном единстве — их общем корне, уходящем в биологию предка человека. [...]

Для большинства приматов-конкурентов любая попытка внешне проявить свои напряжённые сексуальные побуждения была равносильна самоубийству и она подавлялась путём идеального воспроизведения всего комплекса половых действий в фантазии, последняя же стимулирует холостой оборот физиологической системы, возможность которого обусловлена именно половым инстинктом. Здесь перед нами произвольное (хаотическое) воображение, [...] когда происходит прорыв подчинённого автоматизму рефлекса жизнедеятельности приматов. Произвольное воображение представляет собой реакцию не на внешний стимул, а «реакцию на отсутствие», по определению французского психиатра Пьера Жане.

В данном случае осуществляется возрождение первичного биологического произвольного самодвижения на уровне нервной деятельности, управляющей моторикой. В конечном счёте давление половой потребности у приматов получает биологическое эрзац-разрешение, тогда как страх смерти с необходимостью требует заменять поллюцией реальный половой акт, что влечёт усиленную работу воображения.

Выдвинутое предположение находит своё подтверждение в современной теории антропогенеза, утверждающей, что именно жесточайшее самоподавление всех проявлений эротики и неразрывно связанной с ними агрессивности лежит в основе возникновения собственно архаических форм человеческого сообщества — первых тотемных форм экзогамии с присущими им моральными табу. В основе же системы нравственных запретов лежит совесть, которая, как уже было показано в своё время Иммануилом Кантом, прямо связана с воображением. Механизм совести, как известно, состоит в том, что происходит прорыв рефлекторного автоматизма реакции благодаря способности представления в идеальном плане возможных, в том числе и негативных последствий того или иного поступка, действия.

Такого рода «проигрывание» в сознании сценария возможных отрицательных последствий, вытекающих из удовлетворения некоторых своих животных вожделений, диктует с необходимостью наложения на них нравственных запретов, системы табу. В своём исходном состоянии сознание является (речь идёт о приматах, давших начало роду человеческому) просто произвольным воображением ситуаций, которых ещё нет здесь и теперь.

Эти идеальные образы (будущие ситуации) стимулируются не извне, а изнутри. Возникшее сознательное целеполагание прорывает автоматизм рефлекторной деятельности приматов и формирует новые способы поведения в сообществе — нравственные табу.

Систематическое подавление мощных биологических побуждений влечёт за собой ещё более сильное развитие воображения как идеальной компенсации неудовлетворенных физиологических желаний. Это развитие мира воображения осуществляется в основном путём сублимации (вытеснения) эротической энергии в формы ритуалов и культов архаического общества, кристаллизуясь постепенно в разнообразные абстрактные культурные ценности. Именно эти системы культурных ценностей выступают для человека средством преобразования своего естества и окружающего мира.

Действительно, возникновение воображения, сознания и совести изнутри нервной системы наших антропоидных предков связано с нелинейной природой биологических систем (каковыми являются организмы, популяции и биосфера в целом), с их самоорганизацией и саморазвитием.

Достаточно вспомнить, что практически все религии мира обращают внимание на совесть как на феномен, который произрастает изнутри духовного мира человека. В целом же следует отметить, что в антропогенезе произошло кардинальное изменение степени значимости различных функций центральной активности наслаждения (само собой понятно, что эротического наслаждения) и поведенческого выражения. Вполне естественно замечание крупнейшего западного философа XX века Альфреда Уайтхеда о том, что главным фактором человеческой духовности служит концептуальное постижение неосуществлённых возможностей«.

Самыгин С.И., Человек / Концепции современного естествознания / Под ред. С.И. Самыгина, Ростов-на-Дону, «Феникс», 2003 г., с. 332-335.

+ Ваши дополнительные возможности:

1) Видео: ТВОРЧЕСКАЯ ЭКСПАНСИЯ

2) Видео: СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ, ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ и КОНТР-ИНСТИНКТИВНОСТЬ

Начать дискуссию