Новый порядок уплаты НДС на электронные услуги в рамках ЕАЭС

Валерий Нарежный 
К.э.н., советник юридической фирмы «Городисский и Партнеры»

С марта 2024 года существенно меняется порядок уплаты НДС на электронные услуги при оказании таковых налогоплательщиком из одной страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС) клиенту из другой страны ЕАЭС.

Услуги, оказываемые в электронной форме или как их еще называют - электронные услуги – это услуги, оказываемые через информационно-телекоммуникационную сеть, автоматизированно с использованием информационных технологий. К таким услугам традиционно относят услуги хостинга и предоставления доменных имен, услуги различных электронных бирж, электронных аукционов и торговых площадок, услуги поисковых систем, размещение рекламы в «Интернете», предоставление доступа к различному контенту в электронной форме (книгам, видеофильмам, компьютерным играм) и т.д. В России налогообложение данного вида услуг осуществляется налогом на добавленную стоимость по особым правилам с 2017 года и получило неофициальное наименование «налог на Гугл». Данный порядок налогообложения применяется в отношении иностранных компаний - поставщиков электронных услуг, у которых на территории Российской Федерации отсутствует филиал или представительство.

Эволюция порядка налогообложения на электронные услуги

Нормы особого порядка налогообложения за время его существования претерпели немалую эволюцию. Изначально данный налог должны были уплачивать исключительно сами поставщики услуг – иностранные компании. С 2022 года обязанность удержания данного налога в качестве налоговых агентов возложили на российские юридические лица и индивидуальных предпринимателей, приобретающих такие электронные услуги у иностранных поставщиков. Иностранные поставщики электронных услуг теперь самостоятельно уплачивают НДС только на оказание услуг российским физическим лицам.

Сходные нормы по взиманию НДС с электронных услуг действуют и в других государствах ЕАЭС. Поэтому нововведения, вступившие с недавнего времени в силу, фактически являются результатом гармонизации законодательства стран – членов ЕАЭС.

До недавнего времени вопрос о том, действуют ли вышеуказанные правила налогообложения в отношении иностранных организаций из государств, входящих в ЕАЭС, оставался спорным. Однако, в декабре 2022 г. страны – члены ЕАЭС подписали Протокол от 9 декабря 2022 г. «О внесении изменений в Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года в части определения порядка взимания косвенных налогов при оказании услуг в электронной форме». Данный Протокол был ратифицирован Российской Федерацией Федеральным законом от 24.07.23. № 328-ФЗ и вступил в действие для Российской Федерации с 4 марта 2024 г.

Ключевые изменения, установленные новыми поправками

Внесенные Протоколом поправки установили порядок взимания НДС при оказании электронных услуг налогоплательщиком одной страны ЕАЭС юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю или физическому лицу другой страны ЕАЭС. Теперь налогоплательщик из одной страны ЕАЭС (например, из Казахстана), оказывающий услуги клиенту из другой страны ЕАЭС (например, из России) должен встать в стране – месте оказания услуг (то есть в России) на налоговый учет в качестве плательщика НДС по принятым в такой стране правилам, если постановка на налоговый учет по данному основанию требуется согласно законодательству этой страны. Если же налогоплательщик в приведенном выше примере из Казахстана не исполнит обязанность по постановке на налоговый учет в России, то обязанность по исчислению и уплате НДС осуществляют организации и индивидуальные предприниматели, приобретающие услуги в электронной форме, в порядке, предусмотренном законодательством своего государства. На физических лиц, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя, подобная обязанность не возлагается, так как они в любом случае не являются плательщиками НДС.

Перечень услуг, к которым применяется новый порядок, установлен в Решении Совета Евразийской экономической комиссии от 27.09.2023 № 97 «О перечне услуг в электронной форме». Следует отметить, что ранее в разных странах ЕАЭС перечни услуг в электронной форме, облагаемых НДС в подобном особом порядке, несколько отличались. В основном, утвержденный Евразийской экономической комиссией перечень услуг повторяет содержащийся в ст. 174.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

В случае, если услуги в электронной форме оказываются через посредника, зарегистрированного в стране нахождения покупателей и участвующего в расчетах с покупателями на основании договора с поставщиком услуг, то обязанность по уплате НДС исполняет посредник.

Организациям, оказывающим услуги в электронной форме:

· целесообразно провести своеобразную «ревизию» своих клиентов;

· если такие клиенты находятся в странах ЕАЭС, то необходимо уточнить их статус (юридические лица, физические лица, имеющие статус индивидуального предпринимателя или не имеющие такового);

· исходя из такого статуса и требований национального налогового законодательства соответствующей страны ЕАЭС о постановке на налоговый учет, определить необходимость постановки на налоговый учет в таком государстве;

· при необходимости внести в свои соглашения и политики, опосредующие предоставление услуг в электронной форме, изменения, в том числе, в применимых случаях уведомить своих клиентов о том, что на них может быть возложена обязанность налоговых агентов по НДС.

Начать дискуссию