Reuters Institute for the Study of Journalism: журналистика фактов и тематическая специализация. Тренды 2021 года

Как пандемия изменила отношение общества ко СМИ? Докажут ли журналисты свою необходимость? Какие тренды прошлого года скажутся на 2021? Какие форматы будут востребованы?

Краткий пересказ главы доклада Reuters Institute for the Study of Journalism о трендах в медиа и журналистике в 2021 году.

Что было важно в 2020 году?

Переориентация журналистики на факты и объяснение сложных тем

Одним из неожиданных побочных эффектов пандемии, похоже, стало возобновление среди журналистов уверенности в ценности их продукции. Несмотря на мрачные экономические перспективы, доверие к отдельным компаниям остается на удивление высоким (73%), в то время как доверие к журналистике увеличилось с 46% до 53% по сравнению с прошлогодним опросом.

Отчасти это может быть связано с тем, что рекордное количество респондентов во время пандемии показали, насколько они ценят надежность информации:

Это можно назвать возрождением новостей. Пандемия затронула всех, поэтому основанная на фактах отчетность — это спасательный круг для подавляющего большинства нашей аудитории.

Кайус Ниемии, главный редактор, Helsingin Sanomat
Уверенность в своей компании и в состоянии журналистики в целом Институт исследования журналистики Рейтер 
Уверенность в своей компании и в состоянии журналистики в целом Институт исследования журналистики Рейтер 

Это подтверждает важность основанных на фактах сообщений. Причем это происходит на фоне многолетней критики СМИ со стороны политиков-популистов, а также критики в социальных сетях.

В первые недели пандемии СМИ продемонстрировали свои возможности в инновационных цифровых форматах, которые помогали объяснять научные данные:

  • Компании, которые инвестировали в специализированные тематические ресурсы ещё до кризиса, выиграли во время пандемии. Их эксперты успешно объясняли аудитории, что происходит и что следует делать
  • Издатели опирались на опыт работы с данными и визуализацией, чтобы предоставить общую картину происходящего и показать полный контекст
  • Веб-сайты использовали функции персонализации, чтобы помочь аудитории быстрее понимать меняющиеся правила

Исследования показывают, что те, кто внимательно следит за новостными СМИ, больше знают о пандемии и, как следствие, принимают правильные меры безопасности. В нашем опросе лидеры СМИ явно считают, что недостоверная информация о коронавирусе и других проблемах, распространяемая через социальные платформы, помогла укрепить позиции журналистики (68%), а не ослабить их (22%) в этом году.

Важно отметить, что средства массовой информации не только разъясняли официальные сообщения, но также провели ряд действенных и независимых расследований того, как правительства обращаются с кризисом. Критика не всегда нравилась политикам и их сторонникам, особенно в странах, где даже вопрос общественного здравоохранения стал слишком острым. Мы можем ожидать, что эта напряженность сохранится в 2021 году.

Чего еще нам ждать в 2021 году?

Помимо очевидного сохранения трендов 2020 года и продолжения пандемической напряженности, в нынешнем году могут быть важны следующие процессы.

  • Кампании против прививок достигнут нового уровня

Активизм и небольшие хорошо организованные группы являются движущей силой распространения антипрививочных настроений. Популярные посты и мемы распространяют предположения, что вакцины являются частью зловещего заговора по внедрению микрочипов в людей или что они пытаются реконструировать наш генетический код.

Ожидается, что технические платформы реализуют более надежную политику удаления, закрывая учетные записи и группы anti-vaxxer и маркируя сообщения, которые содержат ложную информацию. Медийным компаниям и социальным сетям следует быть осторожными, чтобы вредоносные сообщения не распространялись в процессе проверки фактов и опровержения.

  • Редакции уделят больше внимания специализации

Этот кризис заставил многие редакции понять, насколько мало они понимают в науке и технологиях и насколько ценны журналисты, которые могут объяснить эти сложные вопросы широкой публике.

Также необходимо пойти быстрее в решении приоритетных вопросов, связанных с широкими темами окружающей среды и технологий, а также с контентом для молодой аудитории.

Фил Четвинд, директор по глобальным новостям информационного агентства AFP

Поскольку многие редакции уже подвергаются критике за одержимость политикой, ожидается сдвиг в сторону более глубоких и разнообразных тем.

  • Больше внимания уделят новым форматам представления данных и визуального повествования

И пандемия, и выборы в США продемонстрировали ценность новостных организаций, которые могут визуализировать и объяснять сложные истории.

Журналистика данных часто отрывается от традиционного повествования, предлагая множество способов объяснения и изучения новостей. Другие издатели стремятся разработать больше визуального контента, такого как формат историй, который сейчас принят на большинстве социальных платформ.

  • Доводы в пользу общественных СМИ становятся все сильнее

Интенсивное использование общественных вещателей и их веб-сайтов во время пандемии, возможно, затруднило подрыв существующих моделей финансирования.

Правительство Великобритании отложило планы по отмене уголовной ответственности за лицензионный сбор, что могло стоить BBC 1 миллиард долларов за пять лет.

В более широком смысле политикам, возможно, придется переосмыслить свои атаки на «ненастоящие новостные СМИ» после того, как они обнаружат, что они полагались на надежные каналы, выходя за рамки собственных информационных ресурсов.

Переводы других докладов читайте на канале Медиаграмотные.

Начать дискуссию