Штрафы не работают — почему денежная система мотивации больше не актуальна

Показательный кейс, который случился в сети ресторанов в Челябинске, где официанты, даже несмотря на большой перечень штрафов, продолжали совершать ошибки и разваливать репутацию заведения.

Ситуация

Работа персонала в челябинских ресторанах находилась в упадке: долгая готовка, неправильная подача, хамство.

Из-за этого даже постоянные гости переставали приходить в заведение и несли деньги в кассу конкурентам.

При этом система мотиваций оставалась неизменной последние 17 лет, то есть с начала двухтысячных: штрафы за опоздания и жалобы, премии за выполненные планы и тд.

Почему это происходило

Причин на это я нашла сразу несколько:

• Для наемного рабочего штраф буквально означает, что начальник забирает деньги из кармана.

То есть, по ощущениям работника, это нечто несправедливое и нечестное. Следовательно, у персонала теряется доверие к работодателю и к компании в целом.

• Ценности и ориентиры людей поменялись за последние 10-15 лет

Если в нулевых для людей на первый план выходила еда и платежи, сейчас большинство стремится к самореализации и свободе труда.

• Люди быстро привыкают к повышенному уровню дохода

Хватает 2-3 недели, чтобы денежная мотивация сработала. На долгой дистанции такая стратегия не имеет смысла: либо компания разорится от высоких зарплат, либо сотрудники начнут воспринимать их повышение как должное.

Что с этим делать

Ответ один — менять систему вознаграждений и мотивации так, чтобы она встраивалась в текущую картину мира большинства населения.

Больше свободы

В понятие свободы укладывается доверие, пространство для креатива и тд.

Например, для сети ресторанов мы позволили проверенным сотрудникам отойти от классических приветствий и общаться с гостями так, как они считают нужным.

Больше уважения

Позвольте своим сотрудникам высказывать свое мнение и прислушивайтесь к нему.

Все в той же сети ресторанов мы коллективно вместе с официантами разработали отдельное летнее меню. После того, как они увидели, что рекомендованные ими рецепты пошли в оборот, их продажи резко побили даже классические блюда.

Больше ответственности

Позвольте сотрудникам управлять самими собой. Для организации труда не обязательно требуется еще один менеджер, который будет вечно стоять над душой, пока человек работает.

Например, в Челябинске администратору мы посоветовали меньше вмешиваться в конфликты клиентов с заведением и буквально через месяц жалоб поступало гораздо меньше.

Начать дискуссию