{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

Как генерировать идеи для бизнеса: советы от основателя «Мосигры» Дмитрия Кибкало

Креативное мышление, проверка гипотез по методу Уолта Диснея, проведение экспериментов — то, что прокачает любую компанию, считает основатель «Мосигры» Дмитрий Кибкало. Он объяснил, как применять такие «гибкие» скиллы, на проекте о бизнес-образовании NEXT MBA.

Поиск путей развития — ключевая задача любого лидера. Часто бывает очень сложно начать планировать что-то долгосрочное, когда под ногами всё «горит». Однако, если решать только сиюминутные задачи, мы пускаем на самотёк глобальную траекторию развития.

Дмитрий Кибкало, Основатель компании «Мосигра»

Как «Netflix» взломал сам себя

Предпринимателю с математическим складом ума может показаться, что создание креативов — это точно не для него, но не всё так однозначно. Любое творчество отчасти такой же алгоритм, которому можно обучиться. Представьте, что вы захотели сесть на шпагат: сначала тело будет сопротивляться, но регулярные тренировки постепенно приблизят вас к цели. Так же работает и генерация творческих идей. Если натренировать креативную мышцу, озарение перестанет быть чудом. Оно будет логичным следствием проделанной работы.

Наглядный пример компании, которая использовала такой подход — «Netflix». Она начинала как небольшой сервис по прокату DVD-дисков по почте. В то время лидером в этой сфере была крупная компания «Blockbuster» с достаточно практичной бизнес-моделью. Представители даже планировали купить это небольшое предприятие в Калифорнии, но по какой-то причине не воспользовались такой возможностью.

А что в итоге? Впоследствии они разорились. «Netflix» же достаточно быстро вырос и в какой-то момент решил подорвать свою собственную индустрию. Вместо проката DVD компания предложила стриминг, который стоит дешевле проката и является прямым конкурентом основного бизнеса. В итоге ставка оказалась верной, и «Netflix» стал ведущим игроком в доставке и создании контента. Это такой яркий пример инновации.

Ищем инновации

А что вообще такое инновация? По сути это новый способ удовлетворения старой потребности с кратной эффективностью. И здесь важно каждое слово, особенно «потребность». Если способ должен быть обязательно новый, то потребности остаются прежними, как по старой доброй пирамиде дедушки Маслоу:

Собственникам бизнеса очень важно знать, какую конкретно потребность из этой пирамиды удовлетворяет их компания. Была ли такая потребность раньше? Кто ещё удовлетворяет эту потребность? Отрицательные ответы могут говорить о том, что компания ещё «не докопала» до нужной глубины. При этом все потребности по-прежнему актуальны.

Тут коронавирус появился очень кстати. Он открыл много окон, в которые могут запрыгнуть предприниматели и задавать тенденции. Столько изменений, сколько произошло за 2020 год, не было уже давно. Сейчас практически в каждой нише есть возможности для решительного рывка.

Для того чтобы поменять парадигму удовлетворения какой-то потребности, нужно дать кратную эффективность. Против нас всегда действует сила привычки. По этой причине надо всегда быть в курсе, что нового происходит на рынке и почему это работает. Можно, например, собраться вместе с коллегами и выписать самые последние тренды в бизнесе, обществе, технологиях. Их можно разделить на 4 блока:

  • политические
  • социальные
  • экономические
  • технологические

В этих столбцах нужно указать потребности, которые компания планирует удовлетворить. А в ячейки можно записывать все креативные идеи — эдакий мозговой штурм в письменном виде.

Качаем креативную мышцу

Практическое задание

Разделитесь на несколько групп, возьмите бумажный стаканчик (можно любой другой предмет) и подумайте, как по-разному можно его применить. Здесь важно учесть:

• Идеям нужны ограничения, чтобы направить их в нужную сторону. Это значительно упрощает выбор.

• Надо проводить индивидуальную работу перед мозговым штурмом, потому что команда всегда усредняет любую идею.

• Важно «повесить якорь», вокруг которого будут вестись все переговоры. Так будет проще обозначить свои условия, не попадая под влияние стереотипов.

Метод Уолта Диснея

Основателю известной мультимедийной империи Уолту Диснею постоянно попадались творческие задачи. Для их решения он примерял на себя три роли:

1. Мечтатель

Представляет максимальный результат, которого можно достичь, и позволяет «поднять якорь» тех ограничений, которые есть на данный момент.

2. Критик

Указывает на все слабые места через вопросы вроде: «А что мы будем делать, если нам не хватит денег?». При этом он контактирует только с реалистом.

3. Реалист

Составляет план действий, ведущий к общей цели, и обрабатывает вопросы критика. Одним из примеров плана может быть его декомпозиция по годам.

В этой методике важно не переключаться с одной роли на другую досрочно, иначе у мечтателя не будет достаточно энергии. Можно облегчить себе работу с помощью паттернов генерации идей: усиление атрибута, его связь с другими, сложение и др.

Проводим эксперименты

После генерирования идей у нас появляются гипотезы. Очень важно не увлечься повальным тестированием без конкретного плана:

1. Готовимся

- Сформулировать гипотезу (MVP)

- Задать метрику и сформулировать желаемый результат

- Выделить ресурсы (деньги, время, человекочасы и др.)

- Что будет, если гипотеза подтвердилась/не подтвердилась?

2. Проводим эксперимент

3. Фиксируем результат, делаем выводы, принимаем решение

Как правильно сформулировать гипотезу?

• Разбиваем бизнес на ортогональные метрики

• Учимся замерять их. Точка А — где мы сейчас

• Чего мы хотим? Точка В — постановка целей, декомпозиция

• Генерируем идеи по каждой из метрик (Мечтатель)

• Оцениваем каждую идею (Реалист)

• Ранжируем идеи по важности/скорости/цене и т.д.

• Планируем проверку гипотез

В итоге гипотеза, которая не подтвердилась — это успех. Если гипотеза была правильно сформулирована и проверена, то это означает, что было потрачено допустимое количество ресурсов и времени. И скорректировано направление бизнеса, а там уже и до инновации рукой подать.

Полную версию выступления Дмитрия можно посмотреть здесь:

0
1 комментарий
Oleg Korzhanov

Это как игра в ассоциации

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда