5 критериев выбора преподавателя, бизнес тренера, эксперта

(время прочтения 10-12 минут)

Бесконечно продолжается спор, какое обучение выгоднее и полезнее?

Внутреннее или внешнее? Я хочу открыть для апологетов внутреннего обучения, (все сами, своими силами) - Удивительную НОВОСТЬ.

Как простое изменение статуса сотрудника, с внешнего преподавателя на внутреннего, радикально изменяет ценность и важность получаемых знаний. Особенно для вышестоящих руководителей.

В нашей стране поговорка "нет пророка в своем отечестве", суровая реальность. Как только опытный преподаватель становится штатным сотрудником, как только бизнес тренер превращается в работника компании. ЕГО ПЕРЕСТАЮТ СЛУШАТЬ и ЦЕНИТЬ!

В российской корпорации главный тот, кто занимает более высокую должность! Я начальник, ты дурак!

Это россия детка)))

Штатный Преподаватель не может быть главным, а значит не может быть умным! ВСЕ!!!

Поэтому для повышения мотивации к обучению внешний тренер, часто полезнее. Не потому, что он очень умный, или у него уникальная методика. А потому, что он новый, внешний, любопытно, на него посмотреть и послушать. Его авторитет выше, просто потому, что он со стороны.

МОТИВАЦИЯ к обучению - сложная вещь!

На что стоит обратить внимание при выборе эксперта, преподавателя, бизнес тренера для организации обучения в компании в 2021 году?

1. ГОЛОС.

Я настоятельно рекомендую выбирать лектора, тренера, ведущего мастер-класса по голосу. Голос должен быть сильный. Авторитетный. Пробуждающий. Эмоционально наполненный. Увлекающий. Износсостойкий (8-12 часов без отдыха, и ухудшения качества восприятия).

Самый лучший эксперт, не обладающий способностью говорись с аудиторией - не сможет передать свои знания. Его приглашение будет пустой тратой денег.

Как проверить голос приглашаемого преподавателя?

Посмотреть видео, придти на пробное занятие.

Позвонить и поговорить по телефону.

Собрать отзывы его участников тренингов. Попросить спикера прислать аудио запись выступления.

Что бы сэкономить время, рекомендую прослушать финальную его часть (как изменится голос в конце).

Запомните при обучении людей - Власть Звука основа управления аудиторией. Даже если говорящий несет чущь отличным голосом, отзывы о тренинге будут великолепные. Это тысячекратно доказали инфоцигане. И это особенно важно сейчас в эпоху тотального зума))) в дистанционном обучении голос архиважен

2. ОБРАЗ. ВНЕШИЙ ВИД.

Культура движений. Тренер, преподаватель, ведущий мастер класса должен быть ОСОБЕННЫМ, "иным", "лучше", "привлекательнее" тех кого он будет обучать. Он должен стать примером, задать направление саморазвития для аудитории. Подчеркнуть свою особость, статус, репутацию, важность.

Когда вы не предъявляете к тренеру требований в части дресс-кода. Вы совершаете ошибку. К вам приходят "тетки", "клуши", "ухари в джинсах". Это деморализует и демотивирует слушателей.

Что плохого в "демократическом" стиле одежды?

Тренер становится "своим" слишком быстро, а значит менее ценным, менее авторитетным, и менее полезным. Слушатели утрачивают фокус внимания, лишаются эффекта новизны, не ощущают значимости момента, их не впечатляет приглашенная звезда. Они снова погружаются в смартфоны и ноутбуки.

Власть картинки (осанка, одежда, внешний вид, культура движений), основа закрепления статуса, метод подчеркивания авторитета и харизмы.

Но не стоит и перегибать палку: выбирать маньяков спортсменов, фанатов ЗОЖ, фраеров в золотых часах и брильянтовых запонках.

ЭТО - чревато. Слишком большая дистанция с аудиторией. Люди уходят в отказ, если инаковость слишком велика. Они чувствуют чужака: преподаватель их бесит, ищут повод придраться, вступить в конфликт.

Как не ошибиться с выбором?

В вашем распоряжении социальные сети и хвастливые фотографии тренера. Там он представлен в своем "лучшем наряде", а к вам приедет чуть хуже одетый. Не стесняйтесь прямо попросите о соблюдении дресс-кода. Изучите видео - как преподаватель движется на сцене во время выступления. Составьте личное впечатление от встречи или разговора по скайпу.

ВАЖНО: Не поддавайтесь "эффекту ореола" при общении со статусными и знаменитыми экспертами. Вы не сможете передать свои личные чувства будущим слушателям мастер-класса. Вам эксперт, ну очень понравился, а ваши сотрудники будут его проклинать.

Еще раз хочу подчеркнуть. При проведении обучения на удаленке культура движений, передающая эмоции, очень важный фактор для удержания внимания и управления поведением слушателей.

В Зум не возникает эффект толпы, которым пользуются знаменитые тренеры. В Зум каждый сам по себе, один на один с преподавателем.

3. ЧУВСТВО ЮМОРА. ЛАБИЛЬНОСТЬ ПСИХИКИ.

"Корона" у спикера должна быть, но не должна давить ему на мозг. Многие тренеры, "работают с аудиторией", "дают материал", "переполнены чувством собственной значимости". Зал должен ВНИМАТЬ с пиететом!

- Не умеют и не хотят своевременно отвечать на вопросы (вы мешаете вести занятие).

- Не переносят критику (сразу агрессируют - пишут о слушателях злобные посты).

- Не видят собственных ошибок и используют устаревшие материалы.

- Злятся на слушателей сидящих в смартфонах, или игнорируют их.

Как проверить чувство юмора? Как проверить лабильность и уровень адекватности?

Смотрите фрагменты не смонтированного видео. Почитайте отзывы в социальных сетях. Во время личного общения сознательно быстро переключайте темы разговора. Посмотрите как быстро человек начнет раздражаться и пытаться поставить Вас «на место».

Во время обсуждения договора на обучение потребуйте сделать для вас индивидуальную программу. Индивидуальное выступление. Уровень новизны слайдов в презентации и текста в раздатке не менее 30%. Посмотрите на выражение его лица)))

По силе сопротивления тренера, по требованию поднять цену, по его реакции на ваши требования вы сразу все поймете. Вам не нужен клоун и цирк с конями. Но вам и не нужен "авторитетный пи...бол" роняющий слова через губу, чтобы потом расхлебывать жалобы сотрудников. И через суд возвращать оплату.

Отличное подтверждение этого тезиса недавний тихий скандал с Максимом Батыревым в компании Скилбокс.

4. ВЕЩЕСТВЕННЫЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ОБУЧЕНИЯ.

Вам и вашим сотрудникам важно и полезно наличие раздаточных материалов. А так же контрольных вопросов для проверки усвоенной информации. Но обязательно проверьте, что это не тетради-формуляры, в которые по указке тренера сотрудники записывают избранные цитаты. Как школьники на уроке. Эти тетради - выглядят очень солидно.

Но увы практически бесполезны для последующего самообучения.

Многие тренеры научились создавать имитацию пользы. Рабочую тетрадь с кубиками, шариками, цитатами вместо подробной презентации. Очень многие бизнес-тренеры гордятся тем, что не используют презентации, рисуют всякую хрень на флипчарте (не являясь художниками), запрещают снимать свое выступление на видео или делать аудио записи.

Это каменный век в образовании, создание искусственных преград в обучение слушателей. Важная часть обучения хорошая, качественная презентация и раздаточные материалы. Особенно сейчас в эпоху зума и мессенджеров.

У слушателей во время занятия чувство понимания, вовлеченности, включённости возникает на очень короткое время. Они делают обрывочные записи в "рабочей" тетради. Через два дня после тренинга, не могут вспомнить ни термины, ни кейсы, ни примеры.

Не куда посмотреть - РАЗДАТКИ НЕТ.

По хорошему преподаватель должен оставлять HR список контрольных вопросов с ответами отмеченными в тексте (презентации или раздатки). Независимый сотрудник заказчика сможет потом проверить результаты усвоения материала по итогам проведенного обучения.

Все вопли, что это особая ценность - БРЕД!

Нет в них никакого ноу-хау или интеллектуальной собственности. 99% тренеров не имеют патентов, и никак не защищают свои изобретения, открытия, инновации.

НЕЧЕГО ЗАЩИЩАТЬ!

В их материалах нет ничего уникального или нового. Попытка отказать в предоставлении материалов - грубая манипуляция и саботаж со стороны тренера.

Как проверить? Да просто попросить прислать.

Не позволяйте подменять доказательство обучения сувенирами, устаревшими книгами, железными яйцами или плюшевыми игрушками.

Самый прогрессивный вариант это работа с электронной обучающей платформой как у Олега Замышляева, но только для стандартных программ.

Или с использованием мессенджеров в процессе обучения, что делают пока очень редкие и смелые тренеры.

5. ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ СЛУШАТЕЛЕЙ. МИНИКОНСАЛТИНГ.

Важное качество тренера (преподавателя, ведущего) дать полезный совет участнику обучения. Для усвоения материала, слушателям надо соотнести итоги проведенного обучения со своим личным опытом. "Перекинуть логические мостики".

Поэтому самые смелые из слушателей по мере проведения обучения спрашивают ведущего мастер-класса о своих насущных проблемах.

В 90% случаев им отказывают в ответе. Отделываются общими словами, говорят, что за консалтинг им не платили. Уклоняются ответа. Например говорят все вопросы после тренинга (т.е. никогда)

Чаще всего это примитивная попытка тренера сделать дополнительные продажи. Получить клиента на личный консалтинг, или оказать дополнительную платную услугу компании. На самом деле, идея или совет ничего не стоят. Стоит их реализация. Поэтому даже если тренер разгласит самое свое сокровенное знание, реальную пользу получит человек, который сможет воплотить совет в жизнь (это долго и трудно).

Но кроме отказа от ответа, есть ответы в стиле Капитан Очевидность.

Цель которых не принести пользу а завоевать дешевую популярность у слушателей. Увы в нашей стране низкая культура производства, низкая культура сервиса, низкая культура коммуникации внутри подразделений, грубые руководители и ленивые сотрудники. Приходящий специалист видит ситуацию со стороны, и очевидные минусы сразу бросаются в глаза.

Легко «указать» на эти недостатки якобы проявив компетентность. Слушатели сами их видят и знают. Вау эффект! Полный консенсус с аудиторией! Но это имитация, а не полезность. Мы Россияне обожаем посыпать голову пеплом, какие мы криворукие, да косорылые. Такие "очевидные" советы демотивируют, лишают инициативы и разрушают креативность.

Как проверить тренера на способность адекватно реагировать и дать полезный совет?

Попросить совет! Прямо во время переговоров о цене, о структуре обучения. Попросить 1-2 совета. Оцените услышанное. Оцените как это было сделано. Ваши слушатели Вам спасибо скажут за выбор хорошего, адекватного специалиста!

Про работу в зум напишу подробнее если пост соберёт 40 комментариев )))

5 критериев выбора преподавателя, бизнес тренера, эксперта
1 комментарий

Конкуренция за внимание читателей - все острее. 

Ответить