Как использовать виртуальную реальность для презентации строительного проекта?

Менеджер проектов, преподаватель Центра НТИ Даниил Яковлев рассказал, на каких основах строятся презентации в виртуальной реальности и как они помогают в масштабировании бизнеса.

Центр НТИ VR/AR
Центр НТИ VR/AR

Борьба за клиентов и их обслуживание стремительно переходит в цифровую среду. Крупные компании создают вокруг себя экосистемы, которые позволяют их клиенту получать различные услуги под одним брендом, в одном приложении. Цифровой сервис обслуживания клиента в наше время – необходимость.

Клиенты стали избирательнее. Теперь важно быстро удивить и показать конечный результат с максимальным погружением, чтобы сформировать эмоциональную связь между продуктом и клиентом. Если в своем бизнесе вы используете презентации товара, как инструмент продаж, то предлагаю рассмотреть и презентации в виртуальной и дополненной реальности.

Даниил Яковлев, Менеджер проектов, преподаватель Центра НТИ VR/AR

Менеджер проектов, преподаватель Центра НТИ Даниил Яковлев подготовил статью о том, как виртуальная и дополненная реальность помогут решить эту задачу.

Что такое иммерсивные технологии и зачем они нужны в бизнесе?

Технологии расширенной реальности (XR) можно условно разделить на 3 большие группы – виртуальную (VR), дополненную (AR) и смешанную (MR) реальности.

  • VR – виртуальная реальность, созданная компьютером и воспроизводящая совершенно отличное от реального окружение. Иными словами – мы надеваем шлем, который погружает нас в среду, не имеющую ничего общего с реальным миром, в котором мы находимся в текущий момент.
  • AR – цифровые объекты, отображаемые на носимых устройствах, при этом никак не меняющие внешний мир. Будь то очки дополненной реальности или ваш смартфон – объемные объекты, отображаемые на вашем устройстве полностью интегрированы в реальный мир, но существуют только в вашем девайсе.
  • MR – смешанная реальность. Технология представляет собой окружение, которое создано с привязкой к положению в реальном мире. Сосуществование реальных и виртуальных объектов. Данная технология является, в некотором роде, следующей итерацией дополненной реальности, и привносит дополнительный реализм в использование моделей AR. Иными словами, модель картины можно сделать в AR-среде, но если мы сможем повесить ее на реальную стену, то AR перейдет в разряд смешанной реальности – MR.

В своей работе я использую три основных технологии для создания проекта и демонстрации клиенту: BIM-моделирование, где любое изменение проекта может быть внесено с минимальными затратами по времени и силам; программирование, а также моделирование проектов в дополненной и виртуальной реальности, в том числе с использованием специальных конструкторов.

Свой подход к менеджменту проектов с использованием новых технологий я уложил в методику, которую мы разбираем на программе дополнительного профессионального образования Центра НТИ и в этой статье.

Три преимущества от использования технологий:

  • Взаимодействие с клиентом в одной виртуальной среде несмотря на текущее местоположение;
  • Оценка возможностей, свойств, характеристик продукта в реальном времени;
  • Внесение изменений в проект во время презентации.

В одном бизнесе издержки связанные с внедрением технологий и обучением персонала могут полностью окупиться за счет этих преимуществ, а в другом пока нет. Ваша первичная задача оценить необходимость внедрения технологии. (О том, как это сделать я подробно рассказываю в курсе). Если вы приняли решение, то для проведения своей первой презентации в виртуальной реальности вам надо пройти несколько шагов.

ИНИЦИАЦИЯ ПРОЕКТА: формирование технического задания, согласование с клиентом, создание черновой 3D-модели проекта.

На этом этапе перед вами стоит задача – сформировать вместе с клиентом понятное техническое задание. Здесь необходимо понять для себя, и помочь понять клиенту, какой именно результат он хочет получить. Обязательно учитывайте ограничения, которые есть в проекте и могут потенциально стать камнем преткновения при отрисовке проекта.

После согласования ТЗ вам необходимо создать черновой 3D-вариант проекта для дальнейшего обсуждения решения, целью которого является снижение уровня проектных рисков, а также утверждение планируемого дизайна

Пять базовых элементов первичного 3D-проекта, которые помогут вовлечь клиента в процесс проектирования:

  • Возможные риски и проблемы, которые клиенту было бы труднее понять вне иммерсивной среды;

  • Альтернативный дизайн, который может идти вразрез с идеями заказчика, но который минимизирует степень рисков;

  • Ограничивающие факторы, которые могут увеличить стоимость итогового проекта, например, плотная застройка вокруг или неравномерный рельеф площадки;

  • Выбор базовой цветовой гаммы проекта (светлые/темные тона фасадов, матовая/светоотражающая поверхность ограждающих конструкций и т.п.);

  • Предварительный ландшафтный дизайн с черновиками ОВ и ВК, показывающий принципиальное расположение трубопроводов, диктующих дальнейшие ограничения проекта.

ПЕРЕНОС 3D-МОДЕЛИ В VR: импорт модели, тестирование процессов, репетиция презентации.

Перед первой презентацией проекта самостоятельно протестируйте, как ведет себя модель, реагирует на взаимодействие. Перенесите модель в VR-пространство, исправьте проблемные аспекты интеграции (такие, как ошибки в коде и текстурах, неправильный масштаб и т.п.), проведите тестовый запуск презентации внутри вашей команды. Данный шаг очень важен, так как он показывает проблемные места в вашей подготовке к демонстрации проекта.

Для переноса 3D-моделей в VR-пространство можно использовать:

Специальное ПО, предоставляемое компанией-производителем вашей проектной среды: дополнения к Revit, 3ds Max.

Самостоятельные платформы: Enscape, VR Concept.

Учитывайте, что не все модели интегрируются в виртуальную реальность одинаково. Разные 3D-редакторы имеют разную программную логику, поэтому не стоит слепо интегрировать модели по одному шаблону. Всегда проверяйте результат перед показом клиенту.

Когда будете репетировать презентацию проекта, то обязательно убедитесь в безопасности места для погружения в VR.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТА

На этом шаге происходит основная часть взаимодействия с клиентом. Ваша основная задача - собрать от клиента максимально полную обратную связь от увиденного, чтобы быстрее согласовать проект и приступить к реализации. Наблюдайте за поведением клиента в отношении продукта, задавайте и отвечайте на вопросы, собирайте обратную связь.

Что может пойти не так при презентации проекта?

Если клиент ранее не использовал VR-оборудование, будьте готовы объяснить, как устроена виртуальная реальность и как работать со шлемом, контролерами. Когда пользователь окажется в VR-пространстве, контролируйте его перемещения в реальном мире, чтобы избежать неприятных последствий.

А также вы можете столкнуться с рядом физиологических проблем, таких как тошнота, головокружение и т.п. Тщательно подбирайте оборудование, чтобы избежать этих эффектов, и не бойтесь переплатить за качественный продукт.

Зачастую замечания клиента могут быть противоречивыми и порождать еще больше вопросов. Чтобы минимизировать появление такой обратной связи вы должны вовремя реагировать на лишнюю информацию от заказчика, постоянно направляя последнего в русло адекватного проектирования.

ОБРАБОТКА КОММЕНТАРИЕВ КЛИЕНТА И ИЗМЕНЕНИЕ ПРОЕКТА

Финальным шагом вы анализируете обратную связь от клиента и вносите согласованные изменения в проект. Держите клиента в курсе изменений и правильно реагируйте на новые идеи.

Советую: Чем ближе вы к финалу проектирования, тем меньше у вас возможности вносить серьезные изменения в проект. Зависит от стоимости проекта, но я обычно либо еженедельно встречаюсь с клиентом, где происходит обзор сделанных изменений, записанный вами в любом удобном бэклоге, и сбор дальнейших изменений, которые вы планируете внедрять в течение недели. Дайте клиенту неделю на обдумывание правок. Либо можно организовать обмен конечными продуктами проектирования через облачные платформы, например BIM360 или иная PDM. При таком подходе заказчик сможет в любое время посмотреть за ходом проектирования в качестве зрителя. Так вы получите еще более вовлеченного клиента, а клиент - еще один инструмент влияния на свой конечный продукт.

Стандарты и методики применения виртуальной реальности как инструмента для презентацияи проектов только формируются. Еще многое стоит изменить и оптимизировать, но факт остается фактом - новое направление может быть использовано, и уже используется. Надеемся, что и для вас этот инновационный продукт сможет сформировать более интересный и захватывающий виток бизнеса.

В следующей статье мы расскажем, как интегрировать модели в VR/AR пространство.

Начать дискуссию