Интеграция систем менеджмента – преимущества и «подводные камни» внедрения от проекта «Larchenkov.ru»

В существующих реалиях, для руководителей авиационных предприятий все большую актуальность набирают вопросы оптимизации операционной деятельности возглавляемых ими организаций, повышения эффективности труда работников и поиск возможностей по минимизации потерь от нерационально выстроенных производственных процессов.

Одним из инструментов, направленных на обеспечение гармоничного и поступательного развития авиакомпаний и аэропортов, является поэтапная интеграция систем менеджмента, функционирующих на авиапредприятиях.

Руководитель консалтингового проекта «Larchenkov.ru» Юрий Ларченков, рассказывает о перспективах, преимуществах и потенциальных проблемах этого непростого и трудоемкого процесса.

«Российское законодательство напрямую требует от авиакомпаний и аэропортов наличия нескольких обязательных систем менеджмента. Это и система управления безопасностью полетов и система менеджмента качества, и система управления охраной труда.

На поддержание работоспособности каждой из этих систем требуется постоянное выделение финансовых, материальных, человеческих и временных ресурсов, при том, что функционал данных систем зачастую дублирует друг друга.

В течение крайнего десятилетия на данную проблему обращено самое пристальное внимание. Международная организация по стандартизации (ISO) еще в 2015 году переработала свои стандарты таким образом, чтобы максимально упростить возможность интеграции систем менеджмента качества, систем экологического менеджмента и систем управления охраной труда. Международная организация гражданской авиации (ICAO) документально закрепила важность объединения систем управления безопасностью полетов и систем менеджмента качества, а современная позиция Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) состоит в том, что более 75% элементов СУБП и СМК можно и нужно интегрировать.

При принятии решения о создании интегрированной системы менеджмента (ИСМ) – первый вопрос, который возникает у руководителя, — что же выбрать в качестве фундамента будущей единой системы управления предприятием?

Занимаясь созданием и развитием ИСМ на авиационных предприятиях со второй половины 2000-х, я твердо убежден в том, что платформой для формирования ИСМ должна являться система управления безопасностью полетов.

Любая услуга, оказанная с нарушениями требований безопасности полетов, не может являться качественной по определению, равно как и любое нарушение в области охраны труда в авиационном сегменте, — негативно повлияет на состояние безопасности полетов в авиационной организации. При проведении подготовки административного и авиационного персонала предприятий мы всегда разбираем этот вопрос самым тщательным образом. Система управления безопасностью полетов должна являться тем объединяющим стержнем, на который «крепятся» требования как системы качества, так и системы управления охраной труда.

Если посмотреть на вопрос интеграции систем с точки зрения практической пользы для авиационных организаций, то безусловно, создание четко выстроенной и правильно настроенной единой системы управления процессами может принести множество плюсов авиапредприятиям.

Так, наличие единой системы управления документацией позволяет избежать дублирования требований в локальных нормативных документах, минимизировать ошибки, связанные с необходимостью поддержания нескольких систем документации, оптимизировать документированные процедуры СУБП, СМК и СУОТ и минимизировать время на их изучение и поиск необходимой информации работниками.

Объединение систем управления рисками, наличие которых на авиационном предприятии обусловлено как требованиями ФАПов, так и требованиями ISO, позволяет использовать более широкий спектр источников информации о факторах опасности, применять в своей деятельности значительно больше методик и инструментов при оценке рисков, облегчить понимание работниками принципов функционирования данной системы.

Применение единых подходов к контролю за операционной деятельностью авиапредприятий позволяет существенно снизить затраты на организацию и проведение инспекционно-контролирующих мероприятий. При наличии на авиапредприятии внедренной ИСМ объем затрат ниже, чем в том случае, когда каждая из систем функционирует отдельно от других и требует выделения отдельных финансовых, временных, материальных и человеческих ресурсов.

В качестве одного из примеров, — проведение комплексного аудита, одновременно включающего в себя вопросы безопасности полетов, управления качеством и охраной труда будет менее ресурсоемким, чем организация и проведение трех отдельных проверок по каждому из этих направлений, при этом результативность комплексного аудита, как правило, будет выше ввиду более широкого взгляда на проверяемую область деятельности и причины возникновения недостатков и несоответствий. Безусловно, что такая схема будет работоспособной и принесет свои результаты только при наличии должных компетенций и подготовки экспертов, проводящих такие проверки.

Этот подход справедлив во всех точках соприкосновения систем управления — и при процедурах комплексного обучения эксплуатационного персонала, и при работе с добровольными сообщениями работников, и при разработке стратегических и ежегодных целей предприятия.

В нашей авторской программе подготовки персонала «Системы управления безопасностью полетов» мы уделяем самое пристальное внимание формированию необходимых компетенций и знаний внутренних аудиторов СУБП, СМК и СУОТ, вопросам интеграции управленческих систем отведен отдельный модуль, в котором мы детально раскрываем множество практических аспектов внедрения ИСМ от самых азов ее создания до формирования культуры безопасности и качества на авиационных предприятиях.

В настоящее время мы отмечаем растущий интерес аэропортов и авиакомпаний к тематике объединения систем менеджмента, руководители предприятий все чаще задаются вопросами интеграции не только классических СУБП и СМК, законный интерес вызывает возможность интеграции с концепцией более высокого уровня «Lean Production». Выводя в мае этого года на рынок свой продукт «Lean Production для авиационных организаций» мы уже начали получать первые отклики от авиапредприятий. Применение данной концепции направлено в первую очередь на поиск и минимизацию потерь в производственной деятельности организаций, борьбу с неэффективными процессами, на выстраивание технологий работ без излишнего, ненужного дублирования функций.

Конечно, при внедрении ИСМ следует всегда использовать риск-ориентированный подход и строго придерживаться принципов разумной достаточности (ALARP), декларируемых Международной организацией гражданской авиации, и в вопросах интеграции систем менеджмента, при принятии каждого решения всегда нужно держать в голове вопрос: «А не приведет ли это к бесполезному усложнению системы?».

Каких-либо шаблонов или детализированных стандартных дорожных карт внедрения ИСМ нет и быть не может, потому что это всегда индивидуальный и уникальный для каждого предприятия путь и свою задачу мы видим в том, максимально передать свои знания и опыт для того, чтобы создать предприятиям максимально комфортные условия развития своих управленческих систем менеджмента

В настоящее время мы готовы предложить авиационному рынку весьма широкий спектр услуг по построению и развитию интегрированных систем менеджмента. Это и подготовка административного и авиационного персонала по вопросам функционирования СУБП и СМК, и обучение принципам внедрения концепции бережливого производства, и проведение независимых комплексных аудитов производственных процессов авиапредприятий с целью выявления потенциальных проблем при внедрении ИСМ, помощь в переработке локальных нормативных документов, и полное консультационное сопровождение при проведении процедур интеграции. В наших силах обеспечить плавный и комфортный переход авиационных организаций от практики сопровождения отдельных систем менеджмента к построению единой системы управления предприятием».

Начать дискуссию