Как выстроить бизнес-процессы при создании своего приложения и сделать его рентабельным

Входящая в холдинг DZ Systems ИТ-компания e-Legion создаёт мобильные приложения c 2008 года, а сегодня также оказывает консалтинговые услуги на пути цифровой трансформации крупного бизнеса. Клиентами компании являются известные российские и международные организации – Альфа-Банк, Тинькофф банк, Tele2, Burger King, торговая сеть «Пятёрочка» и др. В интервью NBJ Генеральный директор компании Артём Михайлов рассказывает, как выстроить бизнес-процессы при создании своего приложения и сделать при этом его рентабельным.

Как выстроить бизнес-процессы при создании своего приложения и сделать его рентабельным

NBJ: e-Legion уже много лет работает на рынке разработки мобильных приложений. Как вы считаете, создание мобильного приложения в банке лучше отдать на аутсорсинг или делать силами инхаус-команды?

А. МИХАЙЛОВ: Сегодня каждая большая компания с активной клиентской базой отлично понимает, что наличие своего мобильного приложения – это уже не прихоть и не ещё один дополнительный канал связи с аудиторией, а обязательный инструмент для работы. Особенно это касается финансового сектора: сейчас практически невозможно представить себе крупный банк без своего мобильного продукта.

Что касается вопроса, каким образом лучше создать своё мобильное приложение, здесь нет и не может быть однозначного ответа. Существуют разные инструменты, которые подходят в одних ситуациях и не походят в других. Наиболее сбалансированным мне видится гибридный вариант, когда в самой компании есть инхаус-команда, где собраны ключевые компетенции по продукту, и есть в проекте внешние подрядчики, которые выполняют фактические работы по разработке.

Однако универсальной схемы нет, нужно чётко понимать задачи, цели, возможности и ресурсы своей компании, чтобы выбрать правильную стратегию. Чтобы определиться, какой вариант подходит именно вам, хорошо бы провести качественный анализ рынка конкурентов в сфере мобильных приложений.

Например, можно провести большую подготовительную работу: сделать анализ рынка, юзабилити-исследование, определить «точки роста» и т.д. Лучше всего обратиться с такой задачей именно к тем, кто знает изнутри рынок мобильных приложений.

Проще говоря, следует пойти не к банковскому аналитику, а к компании, которая эти приложения разрабатывает, потому что у неё есть опыт с разными клиентами, в том числе и из вашего сектора.

NBJ: В чём вы видите преимущества и недостатки этих двух путей? Обоснуйте, пожалуйста, свою точку зрения.

А. МИХАЙЛОВ: Как я ответил выше, лучше всего работает сбалансирован­ная схема.

Конечно, при наличии своего мобильного приложения с большой активной базой пользователей и высокой серверной нагрузкой лучше создать свою инхаус-команду. Она, безусловно, справится с главной задачей – поддержкой приложения. Однако количество сотрудников в команде и обеспечение ею всех процессов – вопрос, открытый для обсуждения.

Сотрудничество со сторонней организацией поможет не раздувать собственный штат, делегировать временные нагрузки, например, разработку и внедрение новой функциональности или полноценного обновления. Кроме того, обратившись к опытному диджитал-игроку, вы сможете получить подробный анализ рынка и конкурентов, понять последние тренды в вашем секторе и выбрать наиболее подходящий для себя путь развития продукта.

NBJ: Опираясь на ваш опыт работы с заказчиками из разных отраслей, расскажите, какой экономический эффект получает организация, если отдаёт разработку мобильного приложения на аутсорсинг?

А. МИХАЙЛОВ: Примерно такой же, как от передачи на подряд кейтеринга, клининга, доставки и прочего. Разработка для многих организаций – непрофильный бизнес, который они не умеют ни строить, ни управлять им.

Успевать за быстро меняющимся рынком всё сложнее. В условиях высокой конкуренции и необходимости сохранять востребованность своего мобильного продукта следует постоянно «держать руку на пульсе». Поэтому такой важный канал связи с аудиторией выгодно отдать на аутсорс.

NBJ: В чём, на ваш взгляд, состоят особенности разработки мобильного приложения на аутсорсинге для финансовой отрасли?

А. МИХАЙЛОВ: Вот так чтобы принципиально – ни в чём. Как и в других областях необходимо знать специфику предметной области, вопросы регуляции, тонкости работы с персональными данными. Если кто-то хочет возразить, что банковская отрасль очень сильно зарегулирована, то могу предложить посмотреть

медицину.

NBJ: Каковы основные этапы работы вашей компании с заказчиками? Какие дополнительные услуги вы предоставляете?

А. МИХАЙЛОВ: Разработка рентабельного мобильного приложения предполагает следующие этапы:

  • подробный анализ: написание ТЗ для разработки, учитывая бизнес-процессы и технологии заказчика и потребности пользователей.
  • создание прототипа: проработка пользовательских сценариев, проектирование логики приложения.
  • дизайн: адаптация фирменного стиля заказчика к гайдлайнам платформ, прорисовка удобного и понятного интерфейса.
  • программирование: создание чистого и стабильного кода, интеграция с технологиями заказчика.
  • тестирование: подготовка чек-листов и тест-кейсов, проведение ручного функционального тестирования.
  • поддержка: отслеживание стабильности приложения.

Если оставить в стороне собственно разработку, то ключевыми являются два этапа, которые я называю «минус 1» и «минус 2».

Минус 2 – это когда клиент ещё не понимает, что он наш клиент, и у него ещё предстоит сформировать потребность в цифровом канале. Мы вовлекаем и работаем с ЛПР по формированию потребности.

Минус 1 – это когда клиент понимает необходимость цифрового канала, но не понимает, как он должен выглядеть. И тут мы включаем наш продукт Discovery Phase ("Дискавери Фаза"), где проводим анализ и создаём рабочее предложения для клиента.

Например, не так давно к нам пришёл один крупный российский банк с запросом на проведение аудита трейдинговых приложений. Обратился он к нам потому, что в нашей стране на сегодняшний день одно из лучших трейдинговых приложений разработано именно e-Legion.

Вот ещё один интересный пример. Совсем недавно к нам поступил запрос на ИТ-консалтинг от одной крупной зарубежной нефтяной корпорации. Их интересовало, как на российском рынке эффективнее всего привлекать клиентов на их АЗС с помощью мобильного приложения. В свою очередь, мы провели анализ рынка, сделали оценки приложений российских нефтяных компаний, проработали пользовательские сценарии. В результате мы подготовили ряд предложений, каким должно быть приложение именно для российского рынка, и как можно привлечь новых клиентов, повысить их лояльность.

Подобных примеров в нашей практике становится всё больше. Благодаря нашему опыту в разных отраслях, всё чаще к нам обращаются именно за консультацией и экспертной оценкой.

e-Legion – уже давно не только компания, которая специализируется на создании мобильных приложений. Сейчас мы осуществляем для клиентов качественные консалтинговые услуги, помогая выработать стратегию развития бизнеса, создания цифровых продуктов, новых каналов коммуникации и привлечения, удержания клиентов.

Из других наших активностей стоит отметить, что с 2012 года мы организуем международную конференцию MBLT по мобильной разработке. MBLT – это площадка для обучения и нетворкинга, где вы сможете узнать мнения экспертов и поделиться идеями, которые помогут создать и сформировать будущее мобильной разработки.

В этом году 23 сентября в Москве в цифровом пространстве ЦДП пройдёт уже 13-я наша конференция, где соберутся и представители бизнеса, и топовые разработчики, чтобы поделиться опытом и идеями развития мобильной индустрии.
#e-Legion, #ИТ, #ДмитрийЗавалишин, #DZSystems
Текст: Оксана Дяченко

11
Начать дискуссию