Если проект невозможно запустить за 3 дня – я за него не берусь

За свою жизнь я делал сотни разных проектов. Большая часть из них умирала еще в процессе разработки, другая часть через недели после запуска и лишь малая доля находила постоянных клиентов и превращалась в бизнес.

Со временем я заметил, что все «неудачные» проекты между собой похожи. В каждом из них есть большая идея, с объемным функционалом требующая месяцы на разработку, инвестиции, вложения в рекламу и команду. И каждый из этих проектов оставлял большие финансовые убытки и месяцы потраченного времени.

Однажды, после очередного [вот эта штука точно взлетит] проекта мне в голову пришла одна мысль. Бизнес начинается не с идеи, не с команды, не с офиса и юридического лица, не с названия и логотипа, не с ТЗ на разработку, не с дизайн макетов и даже не с сайта/бота/сервиса. Бизнес начинается с простого и стройного алгоритма действий, который решают чью то задачу. Алгоритм должен быть настолько простым, что его можно написать на листочке бумаги и обучить выполнению кого-то другого. Если получается слишком сложно – нужно упросить, убрать лишние действия и оставить только 1 полезную функцию/задачу.

Как только алгоритм готов нужно сразу тестировать его на живых людях. Искать человека, чью проблему решает этот набор действий и предлагать ему попробовать продукт. Бесплатно или за деньги зависит от ситуации. Если никто не соглашается решать проблему за бесплатно – за деньги тем более не уговорите. Это мой первый фильтр, так я проверяю продукт на абсурдность и наличие спроса, не выдумал ли я проблему на ровном месте.

Поэтому, чтобы запустить проект я даю себе 3 дня – за это время я должен не только сделать прототип, но и найти первых клиентов. Если сделать за этот срок нереально – значит я неверно разложил алгоритм, слишком усложнил решение или решаю слишком много задач.

Расскажу историю из своей жизни для примера:

Примерно 10 лет назад, копаясь в системе заказов одной службы такси в Челябинске я заметил, что 31 декабря очень много заказов были из 1 адреса и с одинаковой стоимостью. Я поинтересовался у владельца, что это за адрес и узнал, что это был ресторан, а заказы были на доставку пиццы, которую таксисты подвозили к дому клиентов.

Моментально у меня родилась идея курьерской службы, которая будет заниматься аутсорсингом доставки для ресторанов. Delivery Club тогда только запустился и был обычным агрегатором заказов, а Яндекс. Еды не было даже в проекте.

В тот же день я взял контакты руководителя ресторана, позвонил и назначил встречу. На встрече предложил подписать договор, по которому я за фиксированную плату в 150 рублей буду доставлять все их заказы на пиццу. Они не только согласились со мной работать, но и сразу попросили подключить к моей «службе доставки» еще пару ресторанов из сети. «Служба доставки» же в тот момент существовала только в моей голове 😂

На тот момент у меня не было ни названия, ни сайта, ни офиса, ни юридического лица, ни рекламы, ни-че-го, только алгоритм как доставлять заказы из ресторанов по фиксированной цене и не разориться. С первого же дня работы мы вышли на 10 заказов в день! Сначала я договорился, что все заказы буду передавать в такси и зарабатывать небольшой % . Потом мне надоело принимать заявки по телефону и я написал небольшую CRM, через которую рестораны создавали заказы и велся финансовый учет. С таксистами не задалось, они не хотели подниматься на этаж и не давали клиентам сдачу при наличной оплате. Пришлось нанимать отдельных курьеров. Через месяц у меня уже была полноценная служба доставки, 7 клиентов и собственные курьеры (иногда одним из них был я сам 😄) .

Служба доставки проработала после этого около 7 лет, заработала неплохие по меркам Челябинска деньжата и окончательно закрылась только несколько лет назад. Я вышел из проекта через 3 года после старта, продал все партнеру и уехал в Питер.

Теперь любой проект я запускаю максимум за 3 дня. Как правило для этого нужно всего 0 рублей и немного подумать.

0
27 комментариев
Написать комментарий...
Отнюдь

если делать проекты за час, то можно еще и крутые курсы запустить "как делать проекты за час"

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Shumakov
Автор

Да хоть за минуту. Лишь бы не годами без релиза, а потом в ведро.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Астахов

и весь курс тоже рассказать за час

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Sergey Shumakov
Автор

Не ставил целью выложить здесь свое «портфолио» 😁 Вот вам ссылка на один из последних – https://t.me/ShumakovLife/13, бесплатный с открытым кодом.

Ответить
Развернуть ветку
Рома Кунашко

Ох, а так громко звучит - проект

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Elly D

Так написано же «… на один из последних…» :-)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Ogfrgfkar

Таких много на фрилансе, у которых всё быстро и просто. Дно.

Ответить
Развернуть ветку
Andrei Nch

Кажется, вы путаете коммерческую разработку «на фрилансе» с запуском собственных проектов

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Козявкин

Если у человека отсутствует мотивация реализовать идею больше чем за 3 дня, значит он в принципе не верит в ее реализуемость. За 3 дня можно только сделать говнолендинг с формой, и собирать обратную связь. Это называют кастдев еще. Но это не реализация проекта. Если проект можно реализовать за 3 дня, значит это скорее всего вообще не бизнес, не уникальная или никому не нужная идея. Если идея проработана хорошо, прописана бизнес-модель, есть уникальный функционал, который действительно нужен потребителю, и ни у кого не реализован, то почему б не потратить на развитие этой идеи 3-6 месяцев до запуска - сделать относительно качественное mvp. И еще чтобы проверить корректность утверждения автора, стоит найти живые примеры уровня "единорогов", которые были запущены за 3 дня и действительно принесли хорошие деньги. Кто знает такие истории успеха, напишите.

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Shumakov
Автор

Евгений, я не утверждаю, что "запускать продукт за 3 дня" – единственный способ и других не существует. Можете делать запуски за неделю, за месяц, за полгода, за год, за 10 лет, это ваш выбор. Вся заметка, которую вы прочитали – мой субъективный опыт и рассказ про то, что я заметил у себя прямую зависимость между сроком запуска и успехом продукта. В приведенном примере я обошелся без "говнолендинга" для сбора обратной связи.

Ну раз вас заинтересовала заметка в моем блоге, давайте обсудим 😁
1. Вы пишете «если проработана бизнес-модель» – расскажите, как вы ее прорабатываете без запущенного продукта? Делаете прикидки в уме и ищете бесплатную статистику по объему рынка? Откуда вы знаете какая у вас будет цена лида, конверсия в клиента, итоговая себестоимость продукта?
2. «есть уникальный функционал, который действительно нужен потребителю» – как вы понимаете, что этот уникальный функционал нужен потребителю?

Вы же 3-6 месяцев пилите продукт в вакууме, без реальных клиентов, откуда взяться всем этим данным?
Что если по итогу полугода работы окажется что экономика не бьется, а клиенты решают проблему совсем другим способом и ваш не лучше?

Ответить
Развернуть ветку
Роман Величкин
Алгоритм должен быть настолько простым

Ок, алгоритм-то простой. А как вы оцениваете его реализуемость? Где проходит грань между фантазией и чем-то реальным. Можно предложить полететь в космос, и клиенты быстро найдутся - когда там Бренсон начал билеты продавать, а запустил все только сейчас. Он думал, что у него все получится быстро.

Вот допустим, вы придумали курьерскую службу. Тут же пошли, подписали договор с рестораном, при том, что у вас нет людей (и вообще ничего), расчета маржинальности и тд.
Думаете: "ну все договор есть, сейчас наберу персонал по объявлениям, все будет тип-топ". Даёте объявления (или как вы там ещё ищите работников на позицию курьеров), а люди не звонят. Мало ли почему - может из-за ковида дома сидят или от в Казахстан уехали.

Что вы делаете тогда, отступаете? Или вы сразу предварительно в эти три дня вместо с алгоритмом продумываете, что делать, если дело не выгорит?

Я к тому, что истории успеха пленят. А успеха без неудач не бывает. И явно не все вещи в жизни придумываются за три дня.

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Shumakov
Автор

Любой бизнес – это работа с рисками и вероятностями. Алгоритм про который я говорил и решает вопросы, которые вы описали. В голове была схема – где, кого, откуда и когда я возьму, как соединю чтобы получился готовый продукт (доставленная из ресторана пицца за 30 минут и 150 рублей). И вот например, изначально идея была отдавать заказы таксистам. Они отвезли 20 заказов и послали меня, тогда я пошел и нанял курьеров с собственным автомобилем. Не получилось бы нанять их – ок, пошел бы искать пеших. Не срослась бы скорость доставки? Ок, предложил бы ограничить зону покрытия... И так до бесконечности. И все это вместо того чтобы я сначала делал продукт в вакууме несколько месяцев, а потом узнал "что так работать не будет" :)

Ответить
Развернуть ветку
Звенислав Николаевич

Тоесть вы дошли методом тыка до mvp, и написали об этом статью?😂
Я тоже делал не один проект, но 3 дня это не срок. Что то криво косо слабать можно, не более. История про службу доставки выглядит вообще классно. Прям классика инфобизнеса. Вы бы хоть проблем для приличия в историю подкинули. А то пахнет успешным успехом

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Shumakov
Автор

История не про MVP. История про то, как я делаю проекты на основе живых клиентов, а не на основе своих влажных мечтаний о том, "как все должно работать".

Но вы видите конечно свое: написал баян про MVP, наверное инфобизнесмен, придумал фейковую историю про успешный успех, потому что не написал о всех проблемах, с которыми столкнулся за 3 года.

Спасибо вам за очередной, очень мудрый и уместный комментарий, он безусловно идеально дополняет мою статью и сделаем мир чуточку лучше. Продолжайте в том же духе 👍

Ответить
Развернуть ветку
Звенислав Николаевич

Да история просто в том, что выглядит пост как будто написано просто чтобы написать. 3 дня это не срок чтобы разобраться в рынке, чтобы выяснить действительно ли актуально предложение, чтобы собрать нормальную обратную связь по продукту итд. Не понятно в чем фишка вашего «метода» и что он дает. Закинуть предложение кому то не имея продукта и посмотреть что скажут? Этой тактике бм учил лет 10.
Наверное это для вас было чем то удивительным, но видимо не для читателей

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Shumakov
Автор

Сколько на самом деле нужно потратить времени, чтобы изучить рынок достаточно, чтобы запустить что-то?
Расскажите на примере какого-нибудь вашего продукта. Мне очень интересно послушать.

Ответить
Развернуть ветку
Звенислав Николаевич

Минимум 3 месяца. На то, чтобы полноценно в сфере более менее что то понять и разобраться около года.
Я как то делал в начале карьеры бизнес на уровне, о котором вы пишете. В итоге кряк пук среньк, товар оказался не фонтан, просто покупатель, которому я его предложил оказался лохом и купил. Когда товара было привезено больше и пошла работа с другими клиентами, выяснилось, что они внезапно не лохи. Да и лох потом понял что он лох и не стал брать.
У меня есть вялотекущий на данный момент проект по косметике, вложено было за 2 года работы 18 млн. Пока денег не принёс, принёс опыт запуска в незнакомом направлении. Сейчас понятно как надо было сделать, но тогда этой информации не было, нужно было войти в рынок и потрогать, такие дела

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Багрецов

Очень правильно)
Либо быстро, либо вечно

Ответить
Развернуть ветку
Роман Величкин

Я только что пришел с лекции, где физики и инженеры рассказывали про свои разработки в области квантовых компьютеров. Минимальный срок на создание прототипа для тестирования какой-то идеи в этой области - 2 года...

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Shumakov
Автор

"Поэтому, чтобы запустить проект я даю себе 3 дня". – в статье я пишу про себя. Мне это подходит, разработками в области квантовых компьютеров я не занимался, не знаю как там все устроено :)

Ответить
Развернуть ветку
Александр Бердышев

Статья конечно шляпа, но + за отсутствие ссылки на телегу!

Ответить
Развернуть ветку
MQ Trade

Держи https://t.me/ShumakovLife 😁

Ответить
Развернуть ветку
Griby Lenina

Если девушку невозможно уговорить на секс за три дня, я не берусь за ухаживания!

Ответить
Развернуть ветку
Антон Иванов

Поздравляю, вы изобрели вело… mvp

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Shumakov
Автор

Спасибо, только заметка про запуск без продукта и разработку через найденных клиентов.

Ответить
Развернуть ветку
24 комментария
Раскрывать всегда