Зачем Потанин делает из «Норникеля» цифровой финансовый инструмент

Олигарх Владимир Потанин не считался бы одним из самых успешных финансистов, если бы не чувствовал и не умел вовремя подхватить нужный тренд. Именно финансовые инструменты регулярно выводят его в топ российского рейтинга Forbes. В 90х годах это были залоговые аукционы, благодаря которым Потанин стал владельцем активов в стратегически значимых российских компаниях, среди которых крупнейший в мире производитель никеля и палладия – ГМК «Норникель» А недавним мировым трендом стали цифровые финансовые активы (ЦФА), которые Потанин не мог обойти стороной.

Как Потанин раздавал заводы рабочим

В 2022 году Владимир Олегович решил восстановить историческую справедливость и «вернуть» «Норникель» его работникам, сделав их совладельцами, чтобы не только топ-менеджмент компании мог претендовать на дивиденды. Сотрудникам «Норникеля» Потанин обещал «акции в цифровой форме». Хотя олигарх не мог не знать, что никаких акций «Норникеля» в цифровой форме существовать не может – это запрещено законом. И действительно, в запущенной в марте 2023 года программе «Цифровой инвестор» уже не говорилось о передаче сотрудникам акций. Суть программы такова – около 70 тысяч сотрудников компании, в зависимости от стажа работы, должны были в качестве мотивации получить от 2 до 10 токенов (ЦФА), равных по стоимости обычным акциям. Стоимость такого пакета составляет от 30 000 до 150 000 рублей. Также токены дают право на выплаты, равные дивидендам.

В марте 2024 года компания торжественно сообщила о том, что уже 99% работников «Норникеля», подходящих под условия программы, стали «цифровыми инвесторами» ГМК. Однако…

Почему работники – не владельцы?

Что же не так с «совладением»? Сотрудникам только на время (на 5 лет, потом будет принудительный выкуп) передали токены, которые позволяют получать дивиденды, но при этом не делают владельцев ЦФА собственниками компании и тем более не дают им возможности чем-то управлять.

Поделиться прибылью с трудовым коллективом – тоже идея благородная. Но что по факту? Первый этап реализации проекта «Цифровой инвестор» занял год. На январь 2024 года далеко не у всех участников программы были на руках токены. Значит, и права на получение промежуточных дивидендов за прошлый год они так и не получили. Напомним, что за 9 месяцев 2023 года «Норникель» распределил акционерам по 915,33 рубля на одну акцию. Держатели ЦФА должны были получить от 1800 до 9000 рублей – для такого предприятия не так уж и густо. Средняя зарплата в компании превышает 180 000 рублей.

Будет ли от токенов еще хоть какая-то польза – тоже вопрос. Итоговых дивидендов за 2023 год акционерам ждать не стоит. Топ-менеджеры считают их несвоевременными. Распределение прибыли за 2024 год тоже под вопросом. При текущих ценах на металл свободных средств для выплат у компании нет. А вице-президент «Норникеля» по работе с инвесторами Владимир Жуков прямо заявил, что для менеджмента финансовая устойчивость предприятия более приоритетна, чем выплата дивидендов.

Учитывая всю внешнюю и внутреннюю конъюнктуру, акции «Норникеля» уже год не растут, что тоже не делает работников компании богаче.

Так в чем ж профит? И для кого?

Из всей затеи с цифровизацией акций «Норникеля» без сомнений в плюсе сам Владимир Потанин. Ведь проект целиком и полностью находится в контуре его структур.

Оператор проекта -- связанная с олигархом компания «Цифровые активы», получившая огромный приток денег. А именно 6 млрд рублей на скупку акций компании. В программе задействован и принадлежащий Потанину первый в России оператор ЦФА «Атомайз».

Но главным получателем выгоды стал «Росбанк», привлекший 60 тысяч новых клиентов. По условиям проекта «Цифровой инвестор» для получения акций-токенов сотрудники «Норникеля» должны были перевести в него свои зарплаты. Годовой зарплатный фонд ГМК составляет порядка 2 млрд долларов – шикарная дополнительная ликвидность для любого банка.

При этом в программу планируется привлечь и остальных сотрудников. Обладателями токенов теперь смогут стать и работники «Норникеля», достигшие годового стажа на предприятии в 2024 году. Кроме того, со следующего года компания собирается софинансировать покупку ЦФА своим сотрудникам, и на это найдутся средства.

Кесарю кесарево

В истории с ЦФА Потанин еще раз доказал свой финансовый гений. По факту – не вложив ни копейки, нашел возможность заработать миллиарды на своих сотрудниках, пообещав им дать возможность стать совладельцами «Норникеля». Правда работники ГМК от такого «совладения» не получают никакой пользы – выплат не предвидится, нет и возможности как-то влиять на управление компанией.

Единственное, на что могут рассчитывать цифровые акционеры – это средства от продажи токенов. А они, напомним, приравнены к цене акций компаний. Но капитализация «Норникеля» последние полтора года стоит на месте. Если так будет продолжаться и дальше, то реальная стоимость как самих акций, так и токенов будет сжиматься как шагреневая кожа под воздействием инфляции. И к моменту принудительного выкупа токенов (да-да, через 5 лет компании уже не будут нужны сотрудники, с которыми она может разделить свой успех) реальная покупательная способность полученных за ЦФА средств может оказаться существенно ниже, чем могли предполагать сотрудники «Норникеля», если они, конечно, пытались вникнуть в эту инвестиционную науку после смены в руднике или на металлургическом производстве.

792792
Начать дискуссию