Почему нельзя работать за проценты

Давно собиралась здесь что-то написать, но не знала, о чём. А тут и тема подъехала — давеча всем чатом отговаривали приятеля соглашаться работать за проценты.

Тема не новая, но всё равно поделюсь некоторыми наблюдениями из мира копирайтинга.

Так вот, страшная правда в том, что сам текст ничего не продаёт.

Текст — это очень классный инструмент, это не инструмент продажи, но он может помочь что-то продать. На специальных курсах, весьма многочисленных, даже рассказывают, как делать такие «продающие» тексты. И действительно, это может сработать: при прочих равных я скорее куплю кофеварку, у которой есть подробное описание, чем кофеварку, у которой есть только цена.

Но покупательское поведение очень сложное! Оно комплексно и зависит от сотен и тысяч факторов. Его изучает аж целый Массачусетский технологический институт: наивно думать, что годы исследований — это так, фантики, а вот райтер нам сейчас напишет продающий текст, и как попрёт, как попрёт! Тут-то мы ему с процентов и заплатим!

Райтер, соглашаясь работать за проценты, попадает в ловушку: его вознаграждение зависит от множества факторов, которые от райтера, в свою очередь, вообще не зависят.

Может, у компании хамский сервис, который портит впечатление от прекрасных текстов. Может, продукт компании — жуткое говно, и никакими текстами этого не исправить. Может, у компании на яндекс картах в рейтинге одни колы, и им нужен ORM-специалист, а не копирайтер. В конце концов, даже если у компании всё хорошо, это может быть просто очень нишевый продукт, который имеет ограниченную аудиторию.

Райтер, конечно, может попытаться провести исследование, выявить влияющие на продажи причины, повлиять на эти причины — но это совсем другая работа и совсем другие деньги. И по уму делать её должен совсем другой специалист с релевантным опытом.

Потому что когда человек трудится за себя и за того парня, при этом не зная, каких деняк он получит по результатам этого труда и получит ли вообще, все проигрывают, не получается ничего, кроме выгорания и нервного срыва.

О том, почему в любой профессии важен стабильный и предсказуемый доход, кажется, даже было научное исследование. Но это совсем другая тема.

22
9 комментариев

Не читая пост, сразу хотел навтыкать автору, что имея опыт работодателя система оплаты должна подбираться под контекст работы. Но в данном конкретном примере ни о каких % конечно же и речи быть не может - соглашусь с автором. Плюс второй лайк от души )

1
Ответить

благодарю <3

конечно, я только о райтерском опыте.

1
Ответить

да, работать за проценты это всегда риск, зато заказчику, как мне кажется иногда это выгодно

1
Ответить

я бы поспорила. заказчику — ну если мы берём такого прям добросовестного с горящими глазами заказчика — выгодно, чтобы ему писал свежий, отдохнувший и не выгоревший райтер. а если, скажем, райтер в свободное от этой работы время судорожно думает, где б ему ещё подработку найти, чтобы было, чем аренду платить, то он вряд ли захочет на все сто выкладываться и писать будет кое-как. зачем делать работу хорошо, если от неё ничего не зависит?

Ответить

Вау, у меня есть целая одна хорошая оценка! Спасибо <3

Ответить

А как же арбитражники и манимейкеры? Трудятся за %, да еще как!

Ответить

и риэлторы, да. но позвольте, я оговорилась, что это наблюдения именно из копирайтинга. возможно, стоило прописать этот дисклеймер более отчётливо

Ответить