Как помочь коллективу в период кризиса

Предприниматели, управляющие, топ-менеджеры больших и малых бизнесов сегодня разделились на два лагеря. Одни уверены, что «все пропало» и либо парализуются страхом неизвестности, либо в панике перебирают варианты релокации. Другие включают режим: «кризис – это точка роста» и убеждают партнеров и сотрудников, что пришло время возможностей.

Согласно аналитике HeadHunter, в марте этого года спрос на услуги психологов и корпоративных коучей в России вырос в феврале на 111% по сравнению с началом 2021 года. Мы в Next2U.ru были в числе компаний обратившихся за помощью к психологии и коучингу и остались довольны результатом. Наш опыт можно свести к 5 практическим советам владельцами и топ менеджерам бизнеса, которые воспринимают кризис, как время возможностей:

1. Трезво оценивайте свое эмоциональное состояние

Компания – это не только руководство, но и сотрудники, клиенты, партнеры. Но именно эмоции руководителя считывают все – от подчиненного до контрагента. В бизнесе работает авиационное правило: прежде чем помочь с кислородной маской кому-либо, нужно сначала надеть ее на себя. Это значит, что руководителю в первую очередь необходимо позаботиться о своем эмоциональном состоянии – отделить мнимые страхи от реальных. Во время стресса человек часто “проваливается” в детскую позицию. Сориентироваться в текущих событиях, проанализировать страхи и вернуться в позицию взрослого поможет психолог.

Реальные страхи действительно угрожают жизни и здоровью, но они необходимы для выживания. Мнимые же повышают тревожность и мешают быть свободными. Они часто являются причиной сильного стресса, во время которого психика регрессирует, превращая взрослого в ребенка и запуская в нем эмоциональные реакции, которые могут иметь неприятные последствия для компании, поскольку ребенок не в состоянии принять верное бизнес-решение.

2. Придумывайте способы поддержать коллектив

В кризис важно сохранить эмоциональный баланс сотрудников. Известно, что в стрессе люди, как правило, не могут сосредоточиться и выполнять свои обычные и хорошо известные профессиональные задачи. Согласно наблюдениям клинического психолога Джоша Брили, в качестве реакции на стресс, многие используют избегающее поведение, помогающее приглушить тревогу. Например, люди приходят в офис или на предприятие и присутствуют на рабочем месте физически, но мыслями находятся в ленте новостей, дискуссиях с близкими или навязчивом просмотре контента, отвлекающего от повестки дня. В этот момент невозможно им запрещать волноваться. Требования руководителя и давление могут мобилизовать коллектив в моменте благодаря адреналину, но в долгосрочной перспективе эта стратегия не эффективна. В ситуации турбулентности необходимо бережно относиться к сотрудникам: объединять, поддерживать, делиться информацией – ведь неизвестность пугает еще сильнее, чем разбор полетов. Пока руководство молчит, подчиненные обсуждают догадки.

Важно собрать коллектив любым возможным способом – онлайн или за большим столом, рассказать, что происходит в компании – какие меры будут приняты, чтобы остаться на плаву и какие, чтобы переместить фокус внимания с обстановки на рабочие задачи. В нашем случае, в трудные периоды, мы собираем всю команду в ZOOM, сообщили, что у нас все стабильно и предложили оплатить всем сотрудникам индивидуальные блоки коуч-сессий.

Коучинг – хороший инструмент, чтобы поработать с тревожностью, сместить внимание на ресурс и возможности. Также мы регулярно приглашаем коллег на семинары по кризисной психологии, развитию эмоционального интеллекта и пр, которые проводит опытный психолог.

3. Взвешивайте и анализируйте решения

В кризис нужно помнить: даже если очень хочется действовать, важно не наломать в спешке дров. Во время стресса человек проявляет 4 базовых реакции: замирает, прячется, нападает или убегает. Реакция “нападать” может проявляться в чрезмерной активности и суете, которая забирает ресурсы, но не дает желаемых результатов. То из какого состояния принимается решение часто влияет на его эффективность.

Например, поддавшись единому порыву «все побежали, и я побежал», многие владельцы бизнеса в одночасье отправили поток аудитории из закрывающейся в России соцсети Instagram в Telegram и Вконтакте. И только потом озадачились вопросом как именно в новых соцсетях вести привычные диалоги с аудиторией? Так, массовая миграция из одной соцсети в другую уже показала, что Инстаграм-миллионники не смогли увлечь аудиторию переездом в Телеграм. Например, аккаунт блогера Елены Блиновской, имеющей 5,9 миллионов подписчиков в Instagram, при переезде в Telegram, сохранил только 123.112 человек, количество подписчиков телеведущего Ивана Урганта снизилось с 10 миллионов до 280.615 тысяч, а Ирены Понарошку с 2,3 миллионов до 170.530 тысяч (по данным на 15 июля 2022 года). Вывод: прежде чем объявлять переезд, нужно провести аналитику и выяснить, какая площадка будет отвечать требованиям и бизнеса, и аудитории.

4. Проявляйте гибкость в планировании

Полезно помнить, что жесткие конструкции ломаются быстрее гибких. А выражение “переобуваемся в воздухе” сегодня приобрело иной смысл. Сейчас это не про смену взглядов, а про умение адаптироваться. Я являюсь одним из основателей онлайн-сервиса аренды вещей Next2U.ru , и до 24 февраля у нас была утверждена стратегия, в который основной фокус по продвижению мы делали на тест-драйв и подписку на долгосрочную аренду детских товаров, заменяющую покупку. Теперь же мы видим, что классическая аренда peer-to-peer очевидно выходит на первый план. И дело уже не в экологии и разумном потреблении, а в необходимости сэкономить или заработать на вещах, которые не нужны ежедневно.

Затем мы увидели возможность в развитии шеренга через продажу детских б/у товаров премиум сегмента с гарантией и хорошим сервисом. Это стало предпосылкой открытия магазина https://butuz.shop .

В кризисе всегда есть возможности, важно их видеть и тестировать гипотезы, выходить за рамки привычных стратегий. Однако, нужно помнить, что не все идеи выстреливают и с этим все ок. Важно донести это до сотрудников, чтобы они не боялись ошибок и смело предлагали нестандартные решения.

5. Вкладываете в развитие нестандартного мышления своего и сотрудников

Каждый кризис ставит перед собственниками бизнеса не только вопрос об оптимизации всех процессов и бюджетов компании, но и переподготовке профессионала. Меняются условия, меняется и функционал сотрудников. Служба исследований hh.ru провела в 2021 году опрос, посвященный корпоративному обучению https://hhcdn.ru/file/17226119.pdf и выяснила, что 72% российских соискателей считают, что во всех компаниях должна быть система обучения сотрудников.

Мы направили свой фокус внимания на коучинговые форматы развития сотрудников, командные и индивидуальные коуч сессии, бизнес игры – это то, что позволяет нам генерить нестандартные решения и находить возможности в кризисе. Важно самим выходить за пределы стандартных сценариев и помогать это сделать команде.

Начать дискуссию