Левиафан от мира книг: какие компании принадлежат миллиардеру-книгоиздателю Олегу Новикову

Левиафан от мира книг: какие компании принадлежат миллиардеру-книгоиздателю Олегу Новикову

Олег Евгеньевич Новиков, президент издательства «Эксмо-АСТ», рассказал о том, владельцем и совладельцем каких компаний он является. В интервью Павлу Гительману он упомянул несколько крупных издательств и сетей магазинов: АСТ, «Эксмо», «Манн, Иванов и Фербер», «Читай-город», Буквоед и ЛитРес.

Олег Новиков начал бизнес в 1991 году. Поначалу компания лишь распространяла книги, купленные у государственных издателей. Позднее «Эксмо» стало выпускать литературу самостоятельно.

В нулевые издательство активно инвестировало в розничные книготорговые предприятия. В 2002 году «Эксмо» выкупило контрольный пакет акций у книжной сети «Буквоед», основанной в 2000-м. В 2020-м Новиков скупил большую часть бизнеса «Читай-город», самой большой и известной книжной сети в России.

Одной из самых нашумевших сделок бизнесмена стало слияние компаний АСТ и «Эксмо». Новиков рассказал, что на момент объединения акционеры АСТ уже не были готовы управлять издательством. Страдало оно и от того, что не могло выплатить налоговую задолженность, которая накопилась за время его существования. АСТ пришлось буквально пересобирать по кусочкам. Олег Евгеньевич стал тем, кто взял на себя ответственность за разваливающийся бизнес и сохранил работу сотрудникам, которые в противном случае лишились бы своего источника заработка. По словам Новикова, в то время важным было сохранить коллектив и дать ему работать дальше. Но по пути простого переманивания сотрудников не пошли: терять людей при переходе не хотелось, поэтому АСТ и «Эксмо» остались двумя разными изданиями.

Олег Новиков владеет, ко всему прочему, группой компаний ЛитРес. Это самый крупный магазин электронных и аудиокниг во всем СНГ. На момент сделки выкупать ЛитРес казалось рисковой затеей. Но с 2008 года сделка с лихвой окупилась, а на сегодняшний день, по некоторым оценкам, стоимость ЛитРес возросла до более чем 150 млн долларов.

Начать дискуссию