Что нужно знать о маркировке рекламы в 2023 году?

21 сентября в региональном центре "Мой бизнес" Ирина Теньковская провела семинар на тему "Как избежать санкций? Все о маркировке рекламы". Вместе с активными предпринимателями Самарской области мы разобрали правовые аспекты вопроса маркировки рекламы и дали пояснения по большому количеству вопросов, волнующих всё бизнес-сообщество.

Актуальность темы обусловлена масштабами паники и ажиотажа, вызванных внесением изменений в закон «О рекламе».

Предлагаем и вам разобраться со всеми нюансами маркировки рекламы, с помощью нашей статьи.

Рассказываем, что нужно знать о маркировке рекламы в 2023 году!

1 правило — смотри первоисточник

Регулирование:

  • ст. 18.1 Федерального закона о рекламе
  • о критериях: Постановление Правительства 25.05.2022 №948
  • о взаимодействии: Постановление Правительства 20.05.2022 №974
  • об ОРД: Постановление Правительства 28.05.2022 №966
  • о доступе в ЕРИР для ФАС и ФНС: Постановление Правительства 28.05.2022 №969
  • о составе данных: Распоряжение Правительства 30.05.2022 №1362-р
  • о реестре ОРД: Приказ РКН 11.04.2022 №62
  • о доступе субъектов в ЕРИР: Приказ РКН 11.04.2022 №63
  • о требованиях к ПО ОРД: Приказ РКН 11.04.2022 №64
  • о требованиях к идентификатору рекламы: Приказ РКН 30.11.2022 №191
  • о сроках передачи информации в ОРД и ЕРИР: Постановление Правительства 20.12.2022 №2355
  • Федеральный закон от 24.06.2023 №274-ФЗ о штрафах за несоблюдение требований о маркировке

Какая информация признается рекламой, а какая нет?

Перечень случаев, в которых информация не относится к рекламе, указан в ч. 2 ст. 2 Закона “О рекламе”. Среди них:

  • справочно-информационные и аналитические материалы, не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке;
  • вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера;
  • объявления физических лиц или юридических лиц, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.

По мнению ФАС России, не считается рекламой:

  • органичная интеграция (например, упоминание о новинках косметики в видеороликах или постах бьюти-блогеров).

Интеграция не является органичной и ее могут признать рекламой, если внимание в видеоролике акцентируется на товаре, в том числе за счет того, что описываются его характеристики, свойства или блогер высказывает положительное отношение к нему.

(Информация ФАС России от 21.11.2022)

По мнению ФАС России, не считается рекламой:

  • информация о товарах и услугах, размещенная на официальном сайте, страницах либо в соцсетях их производителя или продавца.

Однако контент могут признать рекламой, если отдельному товару уделяется особое внимание, о нем дается избыточная и положительно окрашенная информация, есть призывы приобрести его, в том числе с указанием адресов магазинов.

Что нужно знать о маркировке рекламы в 2023 году?

Не считаются рекламой размещаемые на своих страницах в социальных сетях сведения об ассортименте производимых или реализуемых вами товаров, условиях их приобретения, ценах и скидках, правилах пользования, а также сведения о вашей хозяйственной деятельности, о проводимых вами акциях и мероприятиях.

(информация с официального сайта ФАС России)

Что нужно знать о маркировке рекламы в 2023 году?

Самореклама

Такого понятия в законе нет.

Если информация отвечает критериям Закона о рекламе, то это реклама, независимо от того, размещена ли она на своих или сторонних ресурсах.

Такое понятие можно встретить в системе ОРД при регистрации.

По мнению ФАС России, не считается рекламой:

  • обзор нескольких товаров разных производителей в видеоролике или посте блогера, если его основной целью не является продвижение товара на рынке

По мнению ФАС России, не считается рекламой:

  • информация о партнерах, размещенная в специальном разделе сайта, в том числе с логотипом компаний, ссылками на их сайты, категоризацией («генеральные”, »постоянные” и пр.), но без особого выделения кого-либо
Что нужно знать о маркировке рекламы в 2023 году?

К рекламе в сети Интернет следует относить информацию:

  • распространенную с использованием сети Интернет;
  • в любой форме и с использованием любых средств;
  • адресованную неопределенному кругу лиц и направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования;
  • формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

п. 1 ст. 3 Закона “О Рекламе”

Каждый случай оценивается индивидуально с учетом:

  • содержания информации;
  • формата размещения;
  • механик и фактических отношений (договор на рекламу).

Критерии отнесения информации к рекламе:

  • привлечение внимания потребителей к конкретным товарам;
  • выделение определенных товаров среди других на сайте или в соцсетях;
  • избыточная и эмоционально окрашенная информация об отдельном товаре, призывы приобрести товар, адреса магазинов и прочее.

Особенности размещения рекламы в сети Интернет. Маркировка.

Кто является участниками рекламного рынка?

Рекламодатель - изготовитель или продавец товара, либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Рекламораспространитель — лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Оператор рекламных данных — владелец программ, предназначенных для установления факта распространения рекламы в сети «Интернет”, уполномоченных РКН осуществлять учет рекламы в сети »Интернет” и предоставлять информацию в РКН.

Комиссией при РКН определены 7 ОРД:

  • “Лаборатория разработки” (Сбер)
  • “Яндекс Оператор Рекламных данных” (Яндекс)
  • “ВК Рекламные Технологии” (ВК)
  • “ОЗОН ОРД” (Озон)
  • “МедиаСкаут” (МТС)
  • “Первый ОРД” (Вымпелком)
  • “ОРД-А” (Амбердата)

Рекламная система – информационная система и (или) программа, которые предназначены и используются для организации распространения в сети «Интернет» рекламы посредством принадлежащих третьим лицам информационных ресурсов (сайтов, страниц сайта, информационных систем и (или) программ для ЭВМ).

Примеры РС — ВКонтакте, MyTarget

Сайт ЕРИР
Сайт ЕРИР

Вся реклама в сети “Интернет”, включая рекламные креативы, должна регистрироваться в Едином реестре интернет-рекламы (ЕРИР) до ее размещения.

ст. 18.1 Закона “О Рекламе”

Как маркировать рекламу?

Пример  промаркированного рекламного объявления
Пример  промаркированного рекламного объявления

Яндекс. Директ, Яндекс. Бизнес

Получение токенов — автоматически.

В личном кабинете рекламодателю необходимо заполнить:

  • для физических лиц — ИНН, номер телефона;
  • для организаций — ИНН, название, ОКВЭД.

ВКонтакте, VK Реклама

Получение токенов — автоматически.

В личном кабинете рекламодателю необходимо заполнить:

  • для физических лиц — ИНН, номер телефона + принять Соглашение о передаче рекламных данных
  • организациям не нужно дополнительно ничего настраивать (вся информация предоставлялась в процессе регистрации рекламного кабинета)

MyTarget

Получение идентификатора — автоматически.

Социальные сети относятся к интернет-площадкам

Telegram

Телеграм ADS Получение токена — автоматически.

Для маркировки закупки рекламы можно использовать любой доступный ОРД.

Официальная позиция ФАС:

  • в закрытых telegram-каналах/чатах маркируем только чужую рекламу;
  • в открытых telegram-каналах/чатах маркируем всю рекламу (и свою тоже).

Пост в Телеграм-канале

  • если в одном посте несколько картинок, но на них реклама разных рекламодателей, то маркируем каждую картинку отдельно;
  • если рекламодатель один, можно промаркировать пост один раз как единый рекламный материал.

Instagram

По мнению ФАС:

Закон о рекламе в текущее время на Instagram не распространяется, так как Instagram запрещен, и доступ российским пользователям туда ограничен. Поэтому оценивать правомерность размещения рекламы в Instagram не в компетенции ФАС.

По мнению РКН:

РКН будут следить за рекламой в запрещенных социальных сетях и штрафовать за отсутствие маркировки.

Если размещаете рекламу в Инстаграм — примите эту информацию к сведению.

Маркетплейсы и поисковая выдача

Карточки товаров, фильтры, подборки, товарные полки — не реклама, даже если какие-то карточки оформлены иначе или если товарам присвоены дополнительные рубрики («новинки”,»хит” и т. д.). Поднятие в поисковой выдаче является технической услугой, а не рекламой.

Аудио-подкаст

Реклама в подкасте является звуковой, поэтому пометка “Реклама” и сведения о рекламодателе должны прозвучать непосредственно в записи.

Email-рассылки и push-уведомления

Реклама, распространенная посредством e-mail рассылки не подпадает под регулирование статьи 18.1 Закона о рекламе, однако такая реклама должна соответствовать общим и специальным требованиям о рекламе.

Как и о чем уведомлять Роскомнадзор?

Идентификатор необходимо получить ДО публикации креатива.

Какая информация подается в ОРД до размещения рекламы в сети “Интернет”?

  • полное и сокращенное фирменное название/ФИО;
  • ИНН;
  • ОГРН/огрнип;
  • место нахождения и адрес;
  • ФИО лица, действующего без доверенности от имени юрлица;
  • информация о лице, заключившим договор с рекламодателем, рекламораспространителем, ОРС для распространения рекламы;
  • сведения об информационной системе/программе, используемой для распространения рекламы.

Какая информация подается в ОРД после размещения рекламы в сети “Интернет”?

В течение 30 календарных дней в ОРД необходимо предоставить отчетную информацию:

  • о договорах и актах по рекламе;
  • обо всех участниках цепочки рекламы и договорах между ними.

Порядок передачи сведений

Кто должен маркировать и отчитываться? — Тот, кто взял на себя эту обязанность по договору.

  • До начала рекламы:
  1. рекламодатель предоставляет рекламораспространителю данные о себе;
  2. рекламораспространитель передает данные о рекламодателе, креативы в рекламную систему, в которой осуществляется настройка рекламы;
  3. рекламная система передает полученные данные в ОРД;
  4. ОРД присваивает токен;
  5. Реклама размещается в сети “Интернет”.
  • В течение 30 календарных дней после окончания месяца, в котором распространялась интернет-реклама предоставляются все данные в ОРД от рекламораспространителя (все бюджеты, акты, договоры и тд) — отчет.
  • В течении 10 дней после получения отчета от рекламодателя (рекламораспространителя) ОРД передает данные, кроме самих рекламных объявлений в ЕРИР.
Схема рекламной цепочки
Схема рекламной цепочки

Ответственность за нарушение законодательства о рекламе с 01.09.2023

Контроль за соблюдением законодательства о рекламе осуществляет Федеральная антимонопольная служба (ФАС).

Контроль и регулирование ФАС:

  • Пометка “Реклама”
  • Информация о рекламодателе или его сайте

ФАС:

ч. 1. ст. 14.3 КоАП — 100-500 т. р.

Кто несет ответственность — рекламораспространитель (ст. 38 Закона о рекламе).

Учетом рекламы в сети “Интернет” занимается Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РКН).

Выявлением немаркированной рекламы занимается Роскомнадзор (РКН)

Контроль и регулирование РКН:

  • идентификатор (токен) и последующая отчетность

РКН:

ч. 15-17 ст. 14.3 КоАП — 200-500 т. р., для ОРД 300-700 т. р.

Кто несет ответственность — рекламодатель, рекламораспространитель, ОРС.

ч. 15 ст. 14.3 КоАП

Штраф за непредоставление в ЕРИР информации о рекламе, неактуальное или несвоевременное предоставление информации:

  • для физлиц — от 10 000 до 30 000 руб.
  • для ИП — от 30 000 до 100 000 руб.
  • для юрлиц — от 200 000 до 500 000 руб.

ч. 16 ст. 14.3 КоАП

Штраф за выпуск рекламы без идентификатора (токена) или с нарушением требований к его размещению:

  • для физлиц — от 30 000 до 100 000 руб.
  • для ИП — от 100 000 до 200 000 руб.
  • для юрлиц — от 200 000 до 500 000 руб.

Рекламораспространитель не должен выпускать материал без пометки “Реклама”, информации о рекламодателе и идентификатора ERID

Шаги для корректной маркировки

  1. Определить реклама, самореклама или не реклама.
  2. Если реклама/самореклама — добавить пометку “реклама” и сведения о рекламодателе.
  3. Определить нужный ОРД, обратиться за получением идентификатора.
  4. Корректно разместить идентификатор с учетом приказа РКН.
  5. В течение месяца, следующего за размещением, подать отчетность (сведения о договорах, актах и показах) в ОРД.

Хотите всегда иметь под рукой справочник по маркировке рекламы? Тогда подписывайтесь на наши социальные сети и пишете кодовое слово "гайд" в личные сообщения!

3
Начать дискуссию