Налоговый потенциал нефтегазового комплекса России

Введение
Налогообложение нефтяной отрасли всегда оставалось острым и дискуссионным вопросом. Актуальность проблем, связанных с налогообложением нефтяной сферы обусловлена зависимостью доходов страны от деятельности предприятий, добывающей углеводороды.

Нефтяная промышленность является одной из самых важных и динамично развивающихся секторов топливно-энергетического комплекса в современных условиях. Данная отрасль включает 20% основных фондов и 25% стоимости промышленной продукции, а также на нее приходится большая часть экспорта страны. Кроме того, отрасль обеспечивает около 30% бюджетных поступлений, таким образом, у России образуется положительное внешнеторговое сальдо. Нефтегазовый сектор включает предприятия: добычи, переработки, и транспортировки нефти и газа.

В условиях повышения мировых цен добыча нефти в России в 2018 г. достигла максимума за постсоветский период. Под влиянием проведенного в нефтяном секторе первого этапа налогового маневра наметились тенденции сокращения производства и экспорта мазута, за счет чего снизились объемы переработки нефти, но серьезно увеличилась ее глубина. С 2019 г. началась реализация второго этапа налогового маневра в нефтяной отрасли и введен налог на дополнительный доход.

Цель статьи– определить направления повышения налогового потенциала нефтегазового комплекса России.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

1) рассмотреть понятие налогового потенциала, факторы формирования и развития отрасли;

2) изучить методы оценки налогового потенциала отрасли;

3) проанализировать современное состояние нефтегазового комплекса Российской Федерации и перспективы его развития;

4) определить влияние нефтегазового комплекса на бюджетные и экономические показатели;

5) проанализировать налоговую нагрузку нефтегазового комплекса России;

6) выделить основные направления повышения налогового потенциала нефтегазового комплекса.

Предмет исследования – направления повышения налогового потенциала нефтегазового комплекса России.

Объект исследования – налоговый потенциал нефтегазового комплекса России.

Методологической основой стали: научные и учебные публикации отечественных и зарубежных авторов в области налогового дела, а также в сфере развития нефтегазовой отрасли. При написании работы использовалась государственная статистика (Росстат).

Теоретические основы налогового потенциала как элемента рыночной экономики

Понятие налогового потенциала: факторы формирования и развития отрасли

В сущности налогового потенциала должно отражаться единство его содержания и формы, а также связь с другими явлениями экономической действительности (таблица 1) .

Налоговый потенциал нефтегазового комплекса России
Таблица 1 – Классификация подходов к понятию «налоговый потенциал»
Таблица 1 – Классификация подходов к понятию «налоговый потенциал»

Исходя из этого, считаем, что сущность налогового потенциала территории заключается в способности территориальной экономической системы к воспроизводству налоговых доходов.

Данная трактовка сущности налогового потенциала отражает его перманентную связь с экономическим потенциалом территории (рисунок 1).

Рисунок 1 – Характеристика экономической категории «налоговый потенциал»
Рисунок 1 – Характеристика экономической категории «налоговый потенциал»

Налоговый потенциал в большей степени определяется как качественный показатель и напрямую зависит от налоговых ресурсов региона.

По источнику возникновения всю совокупность факторов можно разделить на внешние и внутренние.

К внешним следует относить факторы, которые оказывают влияние на региональный налоговый потенциал через федеральные механизмы воздействия или включают в себя определенные исходные условия развития того или иного региона. Их особенность состоит в том, что региональные органы власти не могут значительным образом повлиять на изменение этих факторов.

Под внутренними понимаются такие факторы, которые подвержены влиянию региональных и муниципальных органов власти, чьи усилия должны быть направлены на преимущественное использование таких факторов. Они играют определяющую роль в формировании налогового потенциала региона.

Методы оценки налогового потенциала отрасли

Необходимо отметить, что в РФ не существует единой методики оценки величины налогового потенциала. При этом региональные институты власти оценивают и прогнозируют его размер с учетом территориальных особенностей и уровня обеспеченности информационными и технологическими ресурсами, не опираясь на накопленную научную базу.

Налоговые органы используют в своей деятельности прямые методы, а финансовые органы - косвенные. Косвенные методы менее трудоемки, а прямые – более точные (рисунок 2).

Рассмотрим некоторые методы оценки налогового потенциала более подробно (таблица 2).

Рассмотрим некоторые формулы, используемые при расчете налогового потенциала региона:

1) Метод с использованием фактически собранных налогов в регионе:

НПРi = НБ1 х НС1 + НБ2 х НС2 + … + НБК х НСК, (1)

где НПРi - налоговый потенциал i-того региона страны; НБk - налоговая база k-того налогового дохода i-того региона страны; НСk - репрезентативная (средняя) налоговая ставка по k-тому налоговому доходу i-того региона страны, %.

Таблица 2 – Преимущества и недостатки различных методов определения налогового потенциала
Таблица 2 – Преимущества и недостатки различных методов определения налогового потенциала

2) Метод с использованием показателей ВРП:

НПt = ВРПt х РС, (2)

где НПt – налоговый потенциал субъекта РФ на очередной финансовый год; ВРПt – валовой региональный продукт субъекта РФ; РС – средняя налоговая ставка по региону.

3) Метод с использованием репрезентативной налоговой системы. Для начала следует рассчитать среднюю ставку по России каждому налогу.

Налоговый потенциал нефтегазового комплекса России

где СТср. – средняя ставка по налогу в целом по РФ; НПф – фактические налоговые поступления по налогу по РФ; НБ – налоговая база по данному налогу по всем регионам.

Налоговый потенциал рассчитывается по следующей формуле, в которой используется средняя ставка по налогу в целом по РФ:

Налоговый потенциал нефтегазового комплекса России

где НБ – налоговая база по определенному налогу; СТср – средняя ставка, рассчитанная по определенному налогу.

На основании проведенного исследования, можно внести следующие предложения, направленные на повышение достоверности методов оценки налогового потенциала и увеличение его объема: разработать мероприятия по сокращению доли теневой экономики; применять новые направления урегулирования налоговой задолженность и повышения эффективности налогового контроля; уточнять и конкретизировать статистическую и налоговую отчетность по видам налогов; синхронизировать и упорядочивать данные отчетов, публикуемых различными ведомствами.

Нефтегазовый комплекс как источник доходов государства

Современное состояние нефтегазового комплекса Российской Федерации и перспективы его развития

Крупные нефтяные компании, такие как «Роснефть», «Лукойл», «Газпромнефть», «ТНК-ВР», «Татнефть», «Сургутнефтегаз», «Башнефть», «Славнефть», «Русснефть» обеспечивают около 90% добываемой нефти в России. При этом активно ведут свою деятельность около 150 менее крупных добывающих компаний. Основными добытчиками нефти являются вертикально-интегрированные компании.

Уровень производства нефти в России в последние годы определяется выполнением обязательств по соглашению ОПЕК+. Фактическое сокращение добычи странами ОПЕК+ в первом полугодии 2018 г. оказалось существенно большим, чем предусматривалось соглашением, из-за серьезного падения производства в ряде государств. В связи с этим в июне 2018 г. было принято решение об увеличении добычи нефти с начала июля на 1 млн. барр. в сутки.

При росте мирового спроса на нефть реализация соглашения ОПЕК+ привела к сжатию избыточного предложения и заметному повышению цен.

Добыча нефти в России, благодаря полученной в рамках соглашения возможности ее увеличить во втором полугодии, в 2018 г. достигла 556 млн. т (рост на 1,7% по сравнению с предыдущим годом) (таблица 3).

Таблица 3 – Производство и переработка нефти в России в 2010–2018 гг.
Таблица 3 – Производство и переработка нефти в России в 2010–2018 гг.

Это максимальный уровень добычи за период с 1989 г., т.е. за последние 30 лет, близкий к историческому максимуму в 569,4 млн. т, достигнутому в 1987 г. (рисунок 3).

Рисунок 3 – Добыча нефти, включая газовый конденсат, в 1985–2018 гг., млн. т
Рисунок 3 – Добыча нефти, включая газовый конденсат, в 1985–2018 гг., млн. т

Итоги 2018 г. свидетельствуют о положительном эффекте проведенного в нефтяном секторе первого этапа налогового маневра – структурной реформы налоговой системы, предусматривающей поэтапное снижение экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты и повышение налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ).

Суммарный экспорт нефти и нефтепродуктов в 2018 г. увеличился до 410,3 млн. т, или на 2,3% по сравнению с предыдущим годом (таблица 4).

Данный показатель близок к историческому максимуму, достигнутому в 2015 г., – 416 млн. т.

Рассматривая динамику российского нефтяного экспорта за длительный период, следует отметить существенное усиление экспортной ориентации сектора: доля чистого экспорта нефти и нефтепродуктов в производстве нефти повысилась с 47,7% в 1990 г. до 73,6% в 2018 г. (таблица 5).

Таблица 4 – Соотношение производства, потребления и экспорта нефти в 2010–2018 гг.
Таблица 4 – Соотношение производства, потребления и экспорта нефти в 2010–2018 гг.
Таблица 5 – Стоимость и удельный вес экспорта продукции нефтяного сектора в российском экспорте в 2017 и 2018 гг.
Таблица 5 – Стоимость и удельный вес экспорта продукции нефтяного сектора в российском экспорте в 2017 и 2018 гг.

Это связано не только с увеличением абсолютных размеров экспорта, но и со значительным сокращением внутреннего потребления нефти по сравнению с советским периодом в результате рыночной трансформации российской экономики, повышения эффективности использования нефти и замещения нефтепродуктов (топочного мазута) природным газом.

Цены на нефть и нефтепродукты на российском внутреннем рынке в своей основе формируются исходя из мировых цен на них как цены равной доходности поставок на внешний и на внутренний рынки, т.е. как цены netback, равные мировой цене за вычетом вывозной таможенной пошлины и затрат на транспортировку на экспорт. В связи с этим динамика внутренних цен на нефть и нефтепродукты в долларовом выражении фактически отражает динамику мировых цен (рисунок 4).

Значительный ресурсный потенциал и рост мирового спроса на нефть позволяют России поддерживать высокие уровни добычи и экспорта нефти в течение многих лет. В то же время ограничивающее влияние на развитие этого сектора будут оказывать прогнозируемые относительно невысокие цены на нефть и санкции, устанавливающие запрет на поставку в Россию оборудования и технологий для разработки месторождений на арктическом шельфе, глубоководных месторождений и месторождений сланцевой нефти.

Влияние нефтегазового комплекса на бюджетные и экономические показатели

Для построения многофакторной модели прогнозирования были отобраны корреляционный и регрессионный анализ.

Для определения факторов, влияющих на уровень рентабельности нами проведена выборка по Лукойл, Роснефть, Новатэк, Сургутнефтегаз, РуссНефть, Татнефть, Славнефть, Башнефть. Эти компании являются самыми крупными на территории России как по выручке, так и чистой прибыли.

Лидером по выручке от продаж является Роснефть, занимая 39,7 %, вторая позиция принадлежит Газпрому – 35,0 %. Позиции остальных предприятий менее значим, так как в совокупной выручке от продаж составляют менее 10 % (рисунок 5). Лидером по чистой прибыли является Лукойл, занимая 21,3 %, вторая позиция принадлежит Сургутнефтегаз – 15,6 %. На третьем месте находится Роснефть, занимая 14,5 %. Газпром занимает только пятое место, имея 10,5 % в совокупной чистой прибыли (рисунок 6).

Рисунок 5 – Структура нефтеперерабатывающих предприятий по структуре выручки от продаж в 2018 г., в процентах
Рисунок 5 – Структура нефтеперерабатывающих предприятий по структуре выручки от продаж в 2018 г., в процентах
Рисунок 6 – Структура нефтеперерабатывающих предприятий по структуре чистой прибыли в 2018 г., в процентах
Рисунок 6 – Структура нефтеперерабатывающих предприятий по структуре чистой прибыли в 2018 г., в процентах

Для этого по каждому предприятию рассчитываются значения признаков, по которым изучается взаимосвязь. Зависимой переменной (У) в модели выступает уровень рентабельности (чистая прибыль к выручке от продаж), а факторы, влияющие на него: Х1 – материалоотдача, руб.; Х2 – фондоотдача, коп.; Х3 – производительность труда, тыс. руб.; Х4 – продолжительность оборота оборотных средств предприятия, дни; Х5 – удельный вес продукции высокого качества, %. Исходные данные для корреляционно-регрессионного анализа зависимости результативного признака от факторных представлены в таблице 6.

Таблица 6 – Исходные данные для корреляционно-регрессионного анализа
Таблица 6 – Исходные данные для корреляционно-регрессионного анализа

Показатели рентабельности деятельности предприятий представлены на рисунке 7.

Рисунок 7 – Значения показателей рентабельности предприятий на нефтегазовом рынке, в процентах
Рисунок 7 – Значения показателей рентабельности предприятий на нефтегазовом рынке, в процентах

Наибольший показатель рентабельности наблюдается у Лукойл – 91,47 %. Это свидетельствует о том, что чистая прибыль данного предприятия наибольшая среди оцениваемых предприятий. Далее следует Славнефть, имеющая рентабельность 27,29 %, третья позиция у Новатэк – 25,72 %, четвертая – у Башнефть – 23,15 %. Газром имеет самую низкую рентабельность среди оцениваемых предприятий.

Результаты корреляционно-регрессионного анализа представлены в таблице 7.

Таблица 7 – Результаты корреляционно-регрессионного анализа
Таблица 7 – Результаты корреляционно-регрессионного анализа

Расчет коэффициентов уравнения представлен в таблице 8.

Таблица 8 – Расчет коэффициентов уравнения
Таблица 8 – Расчет коэффициентов уравнения

Вывод остатка и вывод вероятности указаны в таблице 9.

Таблица 9 – Вывод остатка и вывод вероятности
Таблица 9 – Вывод остатка и вывод вероятности

Полученное уравнение представлено следующими значениями:

У = -172,639 + 0,012Х1 + 0,005Х2 + 0,0003Х3 + 0,022Х4 + 1,869Х5, (5)

В этом случае можно так интерпретировать полученное уравнение. Рентабельность увеличивается на 0,012 % при росте материалоотдачи на 1 коп., на 0,0003 % при росте производительности труда на 1 тыс. руб. С ростом фондоотдачи на 1 руб. рентабельность увеличивается на 0,005 %, с ростом продолжительности оборота оборотных средств на один день рентабельность увеличивается в среднем на 0,022 %. С ростом доли продукции высокого качества на 1 % рентабельность возрастает в среднем на 1,869 %.

В ходе сопоставления фактических и рассчитанных значений рентабельности по выведенным остаткам можно заключить, что 2 организации из 8 оптимально используют имеющиеся у них ресурсы, так как фактическая рентабельность данных предприятий больше расчетной. У Славнефть фактическое значение совпадает с расчетным значением, что свидетельствует о том, что предприятие полностью реализует свои возможности. А в остальных пяти – нерационально (таблица 10).

Таблица 10 – Фактические и расчетные значения показателей рентабельности
Таблица 10 – Фактические и расчетные значения показателей рентабельности

На предприятии материалоотдача составляет 7,95 руб., фондоотдача – 0,55 коп., производительность труда – 9184,48 тыс. руб., продолжительность оборота оборотных средств – 279,27 дн., удельный вес продукции высшей категории качества – 88,5 %. Отсюда расчетная величина рентабельности составит:

У = -172,639 + 0,012 * 7,95 + 0,005 * 0,55 + 0,0003 * 9184,48 + 0,022 * 279,27 + 1,869 * 88,5 = -172,639 + 0,954 + 0,003 + 2,755 + 6,144 + 165,407 = 2,62 %.

Она превышает фактическую (2,33 %; чистая прибыль / выручка от продаж = 100297977 / 4313031616 * 100 %). Это говорит о том, что данное предприятие использует свои возможности хуже, чем это возможно.

На основе построенной модели рентабельности можно сделать следующие выводы: в основном на модель очень сильно влияют следующие факторы: производительность труда, продолжительность оборота оборотных средств, а также (в существенной степени) уровень качества продукции. Именно на этих показателях ПАО «Газпром» необходимо сосредоточить свое внимание.

Повышение налогового потенциала нефтегазового комплекса

Налоговая нагрузка нефтегазового комплекса России

Динамика нефтегазовых доходов федерального бюджета в 2013-2017 гг. представлена в таблице 11.

Таблица 11 – Динамика нефтегазовых доходов федерального бюджета в 2013-2017 гг.
Таблица 11 – Динамика нефтегазовых доходов федерального бюджета в 2013-2017 гг.

Нефтегазовые доходы в 2017 г. по сравнению с 2013 г. сократились на 562,10 млрд. руб. или на 8,60 %. Снижение нефтегазовых доходов связано с сокращением вывозных пошлин, которые уменьшились за 2013-2017 гг. на 2069,20 млрд. руб. или на 51,48 %. Снижение вывозных пошлин объясняется сокращением пошлин на сырую нефть – на 1357,40 млрд. руб. или на 58,17 %, на товары, выработанные из нефти – на 809,00 млрд. руб. или на 67,03 %. Налог на доходы полезных ископаемых увеличился на 1507,10 млрд. руб. или на 59,94 %, причем рост происходил по всем видам полезных ископаемых (нефть – на 53,05 %, газ горючий природный – на 74,98 %, газовый конденсат – на 884,13 % или в 9,8 раз).

Доля нефтегазовых доходов в ВВП характеризуется неоднозначной динамикой. Так, за период 2013-2014 гг. происходит рост доли с 9,8 % до 10,4 %. Последующие два года (2015-2016 гг.) видно сокращение доли нефтегазовых доходов в ВВП до 5,6 %. В 2017 г. происходит незначительное увеличение доли до 6,5 %. В целом за 2013-2017 гг. доля нефтегазовых доходов в ВВП сократилась на 3,30 процентных пункта. Динамика доли нефтегазовых доходов в ВВП за 2013-2017 гг. представлена на рисунке 8.

Рисунок 8 – Динамика доли нефтегазовых доходов в ВВП за 2013-2017 гг., в % к ВВП
Рисунок 8 – Динамика доли нефтегазовых доходов в ВВП за 2013-2017 гг., в % к ВВП

Последовательное снижение нефтегазовых доходов в период с 2014 по 2016 и рост в 2017 году соответствует траектории стоимости нефти, цена которой снижалась с 107,9 долл. США/барр. в 2013 г. до 41,7 долл. США/барр. в 2016 г. и выросла до 53,0 долл. США/барр. по итогам 2017 г. Добыча нефти и газа в России за 2013-2017 гг. представлена в таблице 12.

Таблица 12 – Добыча нефти и газа в России за 2013-2017 гг.
Таблица 12 – Добыча нефти и газа в России за 2013-2017 гг.

Таблица 12 – Добыча нефти и газа в России за 2013-2017 гг.

По таблице 12, можно отметить, что нефть с начала анализируемого периода имеет тенденцию к увеличению, с 2013 г. добыча нефти увеличилась по сравнению с 2017 г. на 20 млн. тон. Тенденция всего газа в России на протяжении пяти лет идет на спад, с 2013 г. по сравнению с 2017 г. добыча газа снизилась на 12 млрд. куб. м. Производительность же лидирующих компаний по добыче нефти и газа сохраняет стабильность. Структура нефтегазовых доходов федерального бюджета в 2013-2017 годах представлена на рисунке 9.

Рисунок 9 – Структура нефтегазовых доходов федерального бюджета в 2013-2017 гг., %
Рисунок 9 – Структура нефтегазовых доходов федерального бюджета в 2013-2017 гг., %

Структура нефтегазовых доходов, остававшаяся стабильной в период 2013-2014 годов, существенно изменилась с 2015 года на фоне реализации «налогового маневра» (рост ставок НДПИ на нефть и газовый конденсат при одновременном снижении экспортных пошлин на нефть сырую и нефтепродукты). Основная часть поступлений нефтегазовых доходов федерального бюджета в 2015-2017 гг. обеспечена поступлениями налога на добычу полезных ископаемых, доля которых в доходах федерального бюджета составила в 2015 г. 53,4 %, в 2016 г. 58,4 %, в 2017 г. 67,3 %.

В структуре нефтегазовых доходов наибольший удельный вес за весь рассматриваемый период составляют именно доходы по НДПИ, которые в 2017 году по сравнению с 2015 годом возрастают на 28,8 % и составляют 4021,6 млрд. руб. Стоит отметить, что удельный вес НДПИ возрастает с каждым годом в общей сумме доходов примерно на 5-7% (в 2017 году их объём составляет 67,3 %). В результате доля налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья составила в 2017 году 67,3% нефтегазовых доходов по сравнению с 38,5 % в 2013 году. Наибольшее влияние на прирост суммы НДПИ произвело увеличение поступлений по налогообложению сырой нефти (в 2017 году прирост составил 53,05 %).

Доля вывозных таможенных пошлин с 2015 года по 2017 года снизилась с 46,6 % до 32,7 %. За анализируемый период объём вывозных таможенных пошлин сокращается на 28,8 % (с 2732,32 млрд. руб. до 1950,3 млрд. руб.). Наибольшее влияние на данный процесс оказали таможенные пошлины на нефть, которые сократились в 2017 г. по сравнению с 2013 г. на 1357,40 млрд. руб. (или на 58,17 %).

Динамика и структура поступления нефтегазовых доходов федерального бюджета в 2018 г. представлена на рисунке 10.

Рисунок 10 – Динамика и структура поступления нефтегазовых доходов федерального бюджета в 2018 г. 
Рисунок 10 – Динамика и структура поступления нефтегазовых доходов федерального бюджета в 2018 г. 

На фоне стабилизации мировых цен на нефть марки Юралс на уровне $40 за баррель в реальном выражении и устойчивых объемов добычи и экспорта энергоресурсов в течение планового периода 2018 года планируется снижение объема нефтегазовых доходов федерального бюджета. Прогнозируемые на 2018 год доходы ниже оценки поступления нефтегазовых доходов на 2017 год на 6% и равны 5479,6 млрд. рублей.

Структура нефтегазовых доходов федерального бюджета в 2013-2018 гг. по источникам формирования представлена в таблице 13.

Таблица 13 – Структура нефтегазовых доходов федерального бюджета в 2013-2018 гг.
Таблица 13 – Структура нефтегазовых доходов федерального бюджета в 2013-2018 гг.

Данные таблицы 13 указывают, что налоговые доходы составляют наибольшую долю в общих доходах федерального бюджета в 2015-2018 гг. Однако, в 2018 г. видно сокращение доли налоговых доходов на 2,6 процентных пункта относительно 2017 г. (рисунок 11).

Рисунок 11 – Динамика нефтегазовых доходов федерального бюджета за 2013-2018 гг.
Рисунок 11 – Динамика нефтегазовых доходов федерального бюджета за 2013-2018 гг.

Таким образом, нефтегазовые доходы сократились в динамике, что было обусловлено снижением вывозных пошлин на нефть сырую и на товары, выработанные из нефти. В структуре нефтегазовых доходов наибольшая доля за 2015-2018 гг. приходится на налог на добычу полезных ископаемых. Также следует отметить, что в структуре нефтегазовых доходов наибольшая доля за 2015-2018 гг. приходится на налоговые доходы, которые в 2018 г. составили 64,74 %.

Основные направления повышения налогового потенциала нефтегазового комплекса

Нефтегазовый комплекс является ключевым сектором экономики Российской Федерации при формировании доходов бюджетной системы Российской Федерации и активного торгового баланса страны. Однако в последнее время доходы федерального бюджета от нефтегазового сектора (НГС) экономики все больше сокращаются: если в 2013 г., по данным Министерства финансов РФ, доходы от НГС составили 6534 млрд руб. (более 50% доходов федерального бюджета), или 9,8% ВВП России, то по итогам 2016 г. сумма поступлений от нефти и газа составила 4832 млрд руб. Сокращение доходов от нефти и газа в федеральный бюджет, прежде всего, связано со снижением цен на нефть.

Существующая в нефтегазовом секторе политика налогообложения позволяет пополнить бюджет страны, но не учитывает индивидуальные особенности фискальных и регулирующих функций отдельно взятых налогов, которые не реализованы в полной мере. Это приводит к тому, что налоговая система вызывает недовольство всех участников производственного процесса: предприятия требуют гибкости, государство -максимально возможного изъятия ренты.

Налоги в нефтедобыче - это один из основных инструментов государственной политики, они должны способствовать повышению эффективности недропользования, инвестиционной привлекательности отрасли, а также изъятию незаработанного налогоплательщиками рентного дохода.

Во всех ресурсодобывающих странах земного шара необходимо государственное регулирование нефтегазового сектора. Это связано с важной ролью углеводородов в решении энергетических и финансово-экономических проблем. Поддержка данного сектора приносит существенный экономический эффект, который проявляется в дополнительных налоговых поступлениях, поддержании уровня занятости и т.д.

Таким образом, в целях эффективного развития нефтегазового комплекса и осуществления необходимых инвестиций в эту отрасль необходимо решить проблемы действующей системы налогообложения добычи углеводородов и определить перспективные направления ее реформирования в дальнейшем.

В частности, необходимо разработать новый механизм налогообложения дополнительных доходов, образующихся в сфере нефтегазового комплекса (налог на сверхприбыль).

Для этого следует решить следующие задачи:

1) определить место и роль налога на сверхприбыль в налоговой системе;

2) определить круг налогоплательщиков;

3) определить объект налогообложения и уровень налоговых изъятий;

4) разработать прозрачный механизм признания доходов и расходов при расчете сверхприбыли;

5) проработать вопросы, связанные с определением доходов и порядка налогового администрирования (налогового контроля).

Заключение

Сущность налогового потенциала территории заключается в способности территориальной экономической системы к воспроизводству налоговых доходов. По источнику возникновения всю совокупность факторов можно разделить на внешние и внутренние.

В РФ не существует единой методики оценки величины налогового потенциала. При этом региональные институты власти оценивают и прогнозируют его размер с учетом территориальных особенностей и уровня обеспеченности информационными и технологическими ресурсами, не опираясь на накопленную научную базу. Налоговые органы используют в своей деятельности прямые методы, а финансовые органы - косвенные. Косвенные методы менее трудоемки, а прямые – более точные.

Крупные нефтяные компании, такие как «Роснефть», «Лукойл», «Газпромнефть», «ТНК-ВР», «Татнефть», «Сургутнефтегаз», «Башнефть», «Славнефть», «Русснефть» обеспечивают около 90% добываемой нефти в России. При этом активно ведут свою деятельность около 150 менее крупных добывающих компаний. Основными добытчиками нефти являются вертикально-интегрированные компании. Уровень производства нефти в России в последние годы определяется выполнением обязательств по соглашению ОПЕК+.

Для определения факторов, влияющих на уровень рентабельности была проведена выборка по Лукойл, Роснефть, Новатэк, Сургутнефтегаз, РуссНефть, Татнефть, Славнефть, Башнефть. Эти компании являются самыми крупными на территории России как по выручке, так и чистой прибыли. Лидером по выручке от продаж является Роснефть, занимая 39,7 %, вторая позиция принадлежит Газпрому – 35,0 %. Позиции остальных предприятий менее значим, так как в совокупной выручке от продаж составляют менее 10 %. Лидером по чистой прибыли является Лукойл, занимая 21,3 %, вторая позиция принадлежит Сургутнефтегаз – 15,6 %. На третьем месте находится Роснефть, занимая 14,5 %. Газпром занимает только пятое место, имея 10,5 % в совокупной чистой прибыли.

Нефтегазовые доходы сократились в динамике, что было обусловлено снижением вывозных пошлин на нефть сырую и на товары, выработанные из нефти. В структуре нефтегазовых доходов наибольшая доля за 2015-2018 гг. приходится на налог на добычу полезных ископаемых. Также следует отметить, что в структуре нефтегазовых доходов наибольшая доля за 2015-2018 гг. приходится на налоговые доходы, которые в 2018 г. составили 64,74 %.

Необходимо разработать новый механизм налогообложения дополнительных доходов, образующихся в сфере нефтегазового комплекса (налог на сверхприбыль). Для этого следует решить следующие задачи: определить место и роль налога на сверхприбыль в налоговой системе; определить круг налогоплательщиков; определить объект налогообложения и уровень налоговых изъятий; разработать прозрачный механизм признания доходов и расходов при расчете сверхприбыли; проработать вопросы, связанные с определением доходов и порядка налогового администрирования (налогового контроля).

1 комментарий

Вау! Не ожидал, что на просторах этого сайта можно встретить настолько качественную работу. Автор - молодец! Было интересно почитать. 

Ответить