Рынок ценных бумаг и его инструменты. Часть 2

Ценообразование на рынке ценных бумаг

Процесс ценообразования на рынке ценных бумаг чрезвычайно сложен, на цену влияют различные факторы: спрос, предложение, издержки, конкуренция, риск и др. На рынке ценных бумаг в процессе ценообразования в основном взаимодействуют два экономических закона: закон спроса и предложения, закон стоимости.

Согласно классическому определению экономической теории, цена – это денежное выражение стоимости товара, а относительно рынка ценных бумаг цена – это количественное выражение тех затрат, которые несет эмитент, чтобы получить прибыль.

Что касается этого закона на рынке ценных бумаг, то здесь невозможно использовать закон, обозначенный микроэкономикой. Согласно нему, «стоимость товаров определяется затратами общественного труда и товары обмениваются в соответствии с их общественной стоимостью, величина которой устанавливается на уровне общественно необходимых затрат труда». Такой закон на рынке ценных бумаг просто невозможно сейчас представить в действии, ведь тогда стоимость ценной бумаги будет равна затратам на производство листа бумаги и печати на нем соответствующих букв, символов и т. д. Закон стоимости выполнял функции регулирования цены до общественно необходимой. Сейчас эти функции выполняет конкуренция.

Участники рынка ценных бумаг

Важнейшими структурами рынка ценных бумаг как финансовой категории являются участники рынка ценных бумаг, осуществляющие свою профессиональную деятельность и фондовые биржи.

Участники рынка ценных бумаг – это физические лица или организации, которые продают или покупают ценные бумаги или обслуживают их оборот и расчеты по ним, вступая между собой в определенные экономические отношения по поводу обращения ценных бумаг:

1) инвесторы – лицо, которому ценные бумаги принадлежат на праве собственности или ином вещном праве;

2) эмитенты – юридическое лицо, несущее от своего имени обязательства перед владельцами ценных бумаг по осуществлению прав, закрепленных ими;

3) саморегулируемые организации – предпринимательские ассоциации, добровольные объединения, устанавливающие для своих членов формальные правила в ведении бизнеса;

4) профессиональные участники рынка ценных бумаг (организации, обслуживающие рынок).

Согласно действующему законодательству, профессиональные участники рынка ценных бумаг имеют право совмещать различные виды деятельности, за исключением совмещения деятельности дилера или брокера с посреднической деятельностью.

Фондовая биржа

Фондовая биржа – это организованный рынок для торговли стандартными финансовыми инструментами, создаваемая профессиональными участниками фондового рынка для взаимных оптовых операций.

Функции фондовой биржи:

а) создание постоянно действующего рынка;

б) определение цен;

в) выработка правил;

г) индикация состояния экономики, её товарных сегментов и фондового рынка.

Основной задачей биржи, как уже говорилось, является установление рыночной цены на тот или иной вид ценных бумаг и обеспечение совершения сделок по этой или близкой цене, заключенных на бирже.

Торговля ценными бумагами сейчас доступна практически любому желающему. В 2000 году многие брокеры стали давать возможность совершать сделки с ценными бумагами через всемирную сеть, предлагая своим клиентам системы интернет-трейдинга. Принцип работы таких систем заключается в том, что инвестор получает компьютерную программу, которая позволяет следить за ходом торгов на бирже (или нескольких биржах) в режиме реального времени и самостоятельно «своими руками» совершать сделки купли-продажи акций, облигаций, валют и т. д.

Этапы развития рынка ценных бумаг в России

В периодизации развития рынка ценных бумаг в России можно выделить следующие этапы.

Дореволюционный период

В XVIII-XIX веках и начале XX века в России активно использовались долговые расписки, облигации и казначейские обязательства. В начале XVIII века была учреждена первая биржа в Санкт-Петербурге. В дореволюционной России в каждой губернии были в обращении различные ценные бумаги. Особое распространение получили векселя, облигации, расписки казначейских домов, ценные бумаги акционерных обществ (например, облигации государственного займа, облигации общества Юго-Западных железных дорог).

Советский период

В годы НЭПа существовал весь спектр разнообразных ценных бумаг, активно работали биржи. В период правления И.В. Сталина в стране добровольно-принудительно размещались облигации государственного сберегательного займа. Имели место факты, когда эти облигации выдавались и в счет заработной платы. Показательно, что сохранившиеся облигации были погашены через 35-40 лет.

В 1990-1991 годах началось возрождение рынка ценных бумаг в России. Появляются акции трудовых коллективов. Начинается разработка нормативно-правовой базы фондового рынка.

Постсоветский период

В 1992 году Верховный Совет РФ принял «Государственную программу приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992г.», были разработаны законодательные основы реализации этой программы и осуществлены первые шаги по ее выполнению. С принятием данной программы в России была совершена тихая экономическая революция, в результате которой произошла смена одного общественного строя другим.

В период 1993-1994 годов обвальный характер приватизации практически разделил общество на противоположные группы - крупные собственники, мелкие и мельчайшие; реальные и формальные собственники. Каждый гражданин теоретически имел равные права в начале приватизации, получив право на часть государственной собственности в форме приватизационного чека. В принципе личным делом каждого было решение вопроса о том, как поступить с приватизационным чеком: продать его, подарить или обменять на акции выбранного предприятия. Однако практически граждане оказались с разными результатами: одни стали реальными собственниками, другие - нет. Это было связано с разными финансовыми возможностями различных групп населения (одни имели возможность скупать «ваучеры», а другие искали возможность из продать), уровнем их информационной осведомленности, психологическими установками и мотивацией поведения. Общая неготовность общества к разгосударствлению подтверждалась заторможенной реакцией большинства населения в начале приватизации, получением приватизационных чеков в основном в поздние сроки, продлением сроков вложения «ваучеров», низкой активностью участия населения в проводимых специализированных чековых аукционах. В процессе обвальной приватизации произошла трансформация (изменение) отношений собственности. В результате приватизации и акционирования весьма значительная часть предприятий перешла из государственной в частную собственность.

Летом 1994 годы начался массовый выпуск государственных ценных бумаг. Правительство под давлением внешних кредиторов пересмотрело отношение к традиционным, эмиссионным источникам финансирования государственного бюджета. Путем продажи государственных ценных бумаг в бюджет привлекалось несколько десятков триллионов неденоминированных рублей ежегодно. В целом это имело важное значение для сокращения бюджетного дефицита за счет внутренних безинфляционных заимствований. Однако это уменьшило необходимость интенсивного развития производства, что вызвало снижение объема и темпов роста валового национального продукта. Кроме того, увеличение государственного долга впоследствии привело к росту нагрузки на бюджет из-за необходимости выплаты процентов по ранее сделанным заимствованиям и погашения государственных ценных бумаг.

В 1995-1996 годах получило развитие государственное регулирование рынка ценных бумаг. В этот период были приняты фундаментальные нормативно-правовые акты. Вступили в силу Гражданский кодекс РФ, Федеральные законы «Об акционерных обществах», «О рынке ценных бума» и др.

К началу 1996 года значительных масштабов достигла практика использования государством финансовых инструментов рынка ценных бумаг по следующим направлениям:

1. Выпуск государственных ценных бумаг в целях финансирования дефицита государственного бюджета - государственных краткосрочных обязательств (ГКО), облигаций федерального займа (ОФЗ), облигаций государственного сберегательного займа (ОГСЗ);

2. Реструктуризация внутреннего валютного долга - выпуск облигаций внутреннего валютного займа (ОВВЗ);

3. Связывание части свободных денежных средств на основе денежной приватизации.

Современный этап (с 1997 года)

Развития рынка ценных бумаг характеризуется внутренней политической нестабильностью, бюджетным кризисом, проблемами со сбором налогов, чрезмерными надеждами на иностранные инвестиции. В результате имеет место падение курса рубля, увеличение доходности государственных долговых обязательств, потери государственного бюджета. Созданная правовая система по регулированию фондового рынка не действует в полной мере из-за неготовности реализации правовых норм со стороны правительства, находящегося в состоянии перманентной ротации, и экономических агентов, не имеющих активной политической воли к проведению структурных преобразований экономики. Многие достижения финансовой стабилизации в России до кризиса мировой финансовой системы в октябре-ноябре 1997 года базировались на иностранных инвестициях. Проблемы бюджета наполовину решались либо за счет внешних займов, либо за счет инвестиций нерезидентов на рынке ГКО, либо за счет приватизации, где роль иностранных участников также была значительна.

После августовского кризиса 1998 года, несмотря на угрожающую ситуацию, российский рынок акций не прекратил существования, хотя цены акций в считанные дни снизились в 3-5 раза по сравнению с июнем 1998 года и в 10-15 раз по сравнению с октябрем 1997 года. Ключевыми задачами нового этапа развития фондового рынка России являются создание условий для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики и защита прав инвесторов. Решительные и согласованные действия государственных органов должны способствовать как росту портфельных инвестиций, так и стратегическому вложению капитала институциональными инвесторами.

В России выбрана смешанная модель фондового рынка, на котором одновременно и с равными правами присутствуют и коммерческие банки, имеющие все права на операции с ценными бумагами, и небанковские инвестиционные институты.

Российский фондовый рынок характеризуется следующим:

- небольшими объемами и неликвидностью;

- «неоформленностью» в макроэкономическом смысле ( неизвестно соотношение сил на фондовом рынке и т.п.);

- неразвитостью материальной базы, технологий торговли, регулятивной и информационной инфраструктуры;

- раздробленной системой государственного регулирования;

- отсутствием государственной долгосрочной политики формирования рынка ценных бумаг;

- высокой степенью всех рисков, связанных с ценными бумагами;

- крайней нестабильностью в движениях курсов акций и низкими инвестиционными качествами ценных бумаг;

- инвестиционным кризисом;- отсутствием обученного персонала и крупных, заслуживших общественное доверие инвестиционных институтов;

- агрессивностью и острой конкуренцией при отсутствии традиций деловой этики.

Несмотря на все отрицательные характеристики, современный российский фондовый рынок - это динамичный рынок, развивающийся на основе:

- масштабной приватизации и связанного с ней массового выпуска ценных бумаг;

- расширяющегося выпуска предприятиями и регионами облигационных займов;

- быстрого улучшения технологической базы рынка;

- открывшегося доступа на международные рынки капитала;

- быстрого становления масштабной сети институтов - профессиональных участников рынка ценных бумаг и других факторов.

Заключение

Действительно, рынок ценных бумаг на сегодняшний день является важным инструментом экономики. Он не только регулирует цены, является источником инвестиций для компаний и даже государств, но и помогает инвесторам вкладывать свои средства в то, что, на их взгляд, в будущем принесет доход. Из этого следует, что функционирование этого рынка дает возможность упорядочить и повысить эффективность многих экономических процессов, особенно инвестиционных.

Рынок ценных бумаг, в том числе и в России активно развивается, но необходимо еще много изменений, чтобы он встал в один ряд с иностранными.

В отличие от развитых европейских стран и США, Россия сильно отстает в развитии рынка ценных бумаг. Фондовая биржа не пользуется популярностью у широких слоев населения, обладает большим количеством провалов рынка и зачастую отходит от рыночных механизмов регулирования цен на инструменты ввиду фактов манипулирования рынком крупных игроков.

В России рынок ценных бумаг возник за незначительный промежуток времени, поэтому он является достаточно специфичным и молодым. В настоящий момент, Российский рынок ценных бумаг предстает перед нами, как непредсказуемое явление, которое напрямую зависит от ожиданий иностранных портфельных инвесторов. Если оценивать в целом, то финансовый рынок нашей страны не соответствует масштабам экономики, фактическому уровню инвестиций, как в финансовый, так и в реальный сектор.

Надо заметить, что выявленные проблемы, касающиеся отечественного рынка ценных бумаг, в большей степени зависят от несовершенства законодательной системы страны. Различные экономические и политические изменения также отразились на рынке ценных бумаг. Но, несмотря на все эти проблемы, следует подчеркнуть, что это молодой, перспективный и динамичный рынок, который может и будет развиваться на фоне процессов в нашей экономике.

Рынок ценных бумаг играет немаловажную роль в перераспределении финансовых ресурсов государства, а также необходим для успешного развития рыночной экономики. Именно поэтому восстановление, развитие и регулирование фондового рынка становится все более, первоочередной задачей, стоящей перед правительством.

1
Начать дискуссию