Интересная история произошла на переговорах с одной российской компанией. Продавали они воду из одного невероятно глубокого озера с прекрасной чистой водой, и хотели выйти на японский рынок. Даже заказали у одной консалтинговой компании анализ японского рынка в разрезе продажи воды.
Маленькое агентство по развитию российско-японского сотрудничества организовало переговоры с большой компанией, которая имела связи с сетью комбини (японских круглосуточных магазинов шаговой доступности). Это была отличная возможность.
Мы с японцами приехали на переговоры вовремя, за 5 минут до условленного времени, зашли в бизнес-центр. Мы очень обрадовались, когда представители компании вышли в лобби, думали встречают партнеров, проявляют вежливость. Но нет, представители компании поздоровались, сказали: «подождите немного» и вышли курить. Стояли на улице и курили, пока мы с японцами стояли в лобби и ждали их.
Затем они как ни в чем ни бывало зашли, проводили нас в переговорку и начали обсуждать дела. Зато визитки брали правильно, двумя руками. И даже правильно поклонились.
Дело вовсе не в воспитании или его отсутствии.
Не нужно сосредотачиваться на ритуалах и считать это панацеей, забывая об элементарном уважении.