Гормоны счастья: как ими управлять

Бабочки в животе и эйфория, нежность и умиление, удовольствие и безмятежность… Счастье сложно описать словами, но мы безошибочно понимаем, что чувствуем именно его.

Пока нас переполняют самые приятные эмоции, во внутренней лаборатории тела происходит череда химических реакций. Гормоны – крошечные, не видимые глазу вещества, заставляют сердце биться чаще или замирать в предвкушении радостного события. Когда их не хватает, о счастье можно и не думать: нам грустно и тоскливо, мы чувствуем себя одинокими и никому не нужными.

Можно ли влиять на химические реакции или мы полностью зависим от милости гормонов?

Химия счастья

Когда мы чувствуем себя хорошо, в мозгу синтезируется один или несколько из этих гормонов:

Дофамин отвечает за достижения, радость от вознаграждения.

Серотонин отвечает за признание и уважение.

Эндорфин помогает справиться со стрессом, притупляет боль, дает ощущение эйфории.

Окситоцин - гормон любви, создает доверие и привязанность.

Казалось бы, все просто: если мозг будет вырабатывать их постоянно, то можно будет навсегда забыть о страхах, обидах, разочарованиях и вообще обо всем, что делает нас несчастными. Но наш мозг устроен гораздо сложнее. Он вовсе не всегда производит «хорошие» гормоны и регулярно снабжает нас «плохими» - гормоном стресса кортизолом и гормоном страха адреналином.

За производство гормонов счастья отвечает лимбическаясистема – часть мозга, которую мы унаследовали от млекопитающих. И цель ее в природе – не вечная нирвана, а выживание вида. То же самое касается и гормонов стресса: они предупреждают нас об опасности, мобилизуют и побуждают действовать, когда это необходимо.

Антилопа, пребывающая в блаженстве и не испытывающая страх (благодаря кортизолу и адреналину), который заставит ее быстро убежать при появлении хищника, обречена на скорую гибель. Слон, который не испытывает стресс от жажды и радость от того, что нашел источник воды (действие сначала кортизола, а затем дофамина), также не выживет в условиях дикой природы.

Таким образом, основная цель гормонов, как «хороших», так и «плохих», - обеспечить нашу сохранность. Именно поэтому мозг не производит гормоны счастья до тех пор, пока не возникнет потребность в выживании. Применительно к человеку, это не только нужда в пище и безопасности, но и социальной поддержке, близости, принадлежности к группе, достижениям и т.д.

Значит ли это, что «натренировать» мозг нельзя, он сам выбирает, в какой момент вырабатывать те или иные гормоны, и остается только смириться с этим?

Производство гормонов действительно происходит без нашего осознанного участия, как и все процессы, отвечающие за жизнедеятельность, но, зная механизм и понимая, что на него влияет, можно выработать новые привычки, которые помогут нам чувствовать себя счастливее.

Ради сохранения энергии мозг всегда выбирает проверенные реакции. Поэтому нам легче испытывать те чувства, которые мы привыкли испытывать обычно, и при этом мы воспринимаем обстоятельства как объективные. Это объясняет, например, почему для пессимиста стакан наполовину пуст, а для оптимиста – наполовину полон, хотя объективная реальность для них одинакова.

Изменить привычные реакции сложно, но возможно, если задаться такой целью и настойчиво добиваться ее. 45-тидней ежедневного повторения нового действия достаточно для того, чтобы закрепить его в качестве новой привычки.

Создав одну привычку, которая по-новому задействует гормоны счастья, вы будете настолько впечатлены своей властью над мозгом, что обязательно захотите создать и другие.

Продолжение следует.

Начать дискуссию