Эмоции на работе – подавлять или проявлять?

Эмоциям на работе не место. С такой установкой выросло не одно поколение, и на первый взгляд кажется, что она вполне разумна. Эмоции мешают принимать взвешенные решения, а бурное выражение своих чувств в рабочем коллективе считается неуместным, а то и вовсе неприличным. Идеальный сотрудник дружелюбен, позитивен, работоспособен и…похож на робота, потому что живой человек испытывает разные эмоции и не может отключать их, как ненужную программу, по будням с 9 до 18.

Что же остается делать? Подавлять их, изображая из себя идеального сотрудника, или проявлять, рискуя испортить отношения с коллегами и руководством?

Подавлять, нельзя проявлять

Подавлять эмоции вредно не только для психологического состояния, но и для здоровья в целом. Тот факт, что мы держим лицо и не показываем, какие страсти бушуют внутри, не помогает справиться со своими чувствами или избавиться от них. Мы просто загоняем внутрь то, что должно проявляться вовне, и тогда подавленные эмоции разрушают нас самих.

Каждая эмоция дает нам определенное количество энергии, которую нужно потратить на действие. В гневе мы полны сил, чтобы отстаивать нарушенные кем-то личные границы, страх мобилизует все ресурсы организма, чтобы убежать от опасности или вступить в схватку с врагом, грусть – наоборот, замедляет, дает время переосмыслить свою жизнь, принять потерю или понять, что нужно поменять, радость заряжает, дает увидеть новые возможности и двигаться вперед.

Когда мы не можем показывать эти эмоции ивынуждены подавлять их, то не расходуем и ту энергию, которую они с собой несут. Тело на уровне биохимии готово действовать, а мозг приказывает ему сидеть и улыбаться. Это все равно что завести машину и одновременно держать нажатыми педали газа и тормоза. В результате сгорит сцепление, и машина не поедет, когда это будет нужно.

То же самое происходит и с человеком – как на уровне эмоций (хронический стресс, эмоциональное выгорание), так и на уровне физического состояния (сердечно-сосудистые заболевания).

Подавлять эмоции вредно и для рабочих отношений. Например, сотрудник готовится к важной презентации перед руководством, испытывает сильное волнение, но не показывает его коллегам, чтобы не выглядеть непрофессионалом. Скрывать эмоции полностью могут разве что специально обученные этому разведчики, поэтому так или иначе волнение проявится – в грубом ответе, неуместной реакции на слова или действия других сотрудников. Так как они не понимают, с чем это связано, то посчитают коллегу грубым, и отношение к нему со стороны коллектива станет хуже.

Еще один пример: руководитель вызывает сотрудника и сообщает, что ему придется работать на выходных, чтобы успеть в срок подготовить новый проект. Дополнительная оплата или выходные за это время не предусмотрены. Сотрудник не показывает своего недовольства, т. к. боится потерять работу, но внутри чувствует гнев, который ему придется подавлять. Даже страх остаться безработным не поможет ему выполнять свои задачи с полной вовлеченностью. Внутреннее недовольство будет только расти, пока однажды не выплеснется наружу в неприемлемой форме. Либо подавленный гнев вместе с усталостью в конце концов приведут к эмоциональному выгоранию и депрессии, и возможно, сотруднику придется уволиться.

Продолжение следует.

Начать дискуссию