{"id":14291,"url":"\/distributions\/14291\/click?bit=1&hash=257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","hash":"257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","title":"\u0420\u0435\u043a\u043b\u0430\u043c\u0430 \u043d\u0430 Ozon \u0434\u043b\u044f \u0442\u0435\u0445, \u043a\u0442\u043e \u043d\u0438\u0447\u0435\u0433\u043e \u0442\u0430\u043c \u043d\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0451\u0442","buttonText":"","imageUuid":""}

Как подготовиться к интервью? 7 важных пунктов

«Если бы мне в начале пути сказали, что…» — в таком стиле написана эта статья. Здесь я делюсь личным журналистским опытом после проведения более 50 интервью. Это не много, но поэтому и ошибки не забыты.

Навык задавать вопросы — важная составляющая в работе медийщиков: будь то журналист или проджект. У меня были разные интервью: личные встречи, к которым я готовилась неделю, спонтанные, о которых предупредили за пару часов, через zoom с плохой связью и самый спокойный вариант — по почте. Здесь не будет пункта «изучите героя», потому что, во-первых, это автоматическое условие, а, во-вторых, иногда это и не требуется. Почему? Ответ в этих 7 пунктах.

1. Люди любят говорить о себе

Выражение «сам себя не похвалишь, никто не похвалит» акутально в 90% случаев. В начале работы у меня был страх, что человек ответит на вопрос одним предложением и всё. При этом в университете учили, что вопрос не должен быть длиннее ответа. И иногда вместо того, чтобы вдумчиво слушать героя, я продумывала в голове дополняющие вопросы, чтобы на расшифровке было достаточно текста.

Вывод состоит в том, что скорее нужно учиться, как бы деликатно перебивать человека или вернуть его к изначальной теме. Люди любят рассказывать истории про себя, рекламировать свои проекты, рассуждать о планах. Если вы не берёте провокационное интервью у политика, то вероятно, вы получите хороший развёрнутый ответ.

2. Узнайте у героя о его проектах

Продолжение первого пункта, которое стоит подчеркнуть отдельно. Это нужно вам как журналисту для выстраивания будущих коммуникаций. Информация о рабочих проектах человека, его хобби и интересы могут облегчить вам поиск экспертов для других материалов, проведут в определённые круги общения или даже дадут дополнительный заработок. Попробуйте выстроить дружеские или партнёрские отношения с героем. Эта ваше журналистское поле.

3. Смотрите герою в глаза

Лично мне этому пришлось учиться. Оказывается, смотреть в глаза на протяжении длительного времени — не просто. Не оглядываться по сторонам, не смотреть задумчиво в даль, не трогать волосы, лицо, а просто внимательно слушать. Не сравнивайте интервью с неформальным общением или выступлением на конференции. Это должно быть что-то между. Не слишком строго, но и не слишком расслабленно.

4. Делайте копию всех частей интервью и скрины переписки в облачное хранилище

Важное техническое и юридическое правило. Отдельно переносите на диск запись интервью, расшифровку, отредактированный текст (видео, аудио), а затем финальный вариант после всех согласований. Делайте скрины переписки с героем или его менеджером, не удаляйте письма с почты.

Если вы занимаетесь лайфстайл, модной или культурной журналистикой в качественном издании или медиагруппе, то риск, что вас обвинят в распространении ложной информации, небольшой. Но и тут он присутствует. Вам нужны фактические подтверждения достоверности информации. Чтобы глубже окунуться в тему стоит прочитать Закон РФ «О средствах массовой информации».

5. Расскажите герою о своей целевой аудитории

Если ваш герой — эксперт в какой-то области, то он может употреблять много профессионализмов в речи и говорить сложно и запутано. Такое иногда подходит для профильных изданий, для остальных же нужен простой лаконичный язык. На редактуре вы подправите речь героя, но делать постоянную пометку «прим. редакции» не хочет ни один выпускающий редактор. Поясните, на какую аудиторию вы будете транслироваться интервью и какая цель вашего разговора.

6. Следите за правками: вы можете их не вносить!

Если речь о текстовом интервью, то может быть так, что вы потратите несколько дней на расшифровку и редактуру, отправите герою и получите в ответ совершенно другой текст. Для начала — не воспринимайте всё на личный счёт. Некоторые люди недооценивают или переоценивают свою речь, некоторые — перфекционисты до глубины души.

Такая ситуация скорее произойдёт с героем-экспертом, потому что человек захочет показать в речи весь свой профессионализм и осведомлённость последними новостями и тенденциями. К сожалению, это лишает интервью эффекта «живого разговора» и делает статью энциклопедической. Поэтому, отправляя текст на согласование, предупредите героя о том, что нефактические правки вносятся по усмотрению редакции.

Всегда ищите золотую середину. И вам, и герою должно быть важно и интересно это интервью.

7. Запросите несколько фото

Фотографии — полезная вещь для вашего фотостока. Лучше попросить у героя 3-5 фото в хорошем качестве, чтобы было подходящее и для интервью, и для анонса в социальных сетях и для дальнейшей работы. Проследите, чтобы эти фото не были из рекламных кампаний, в которых участвовал герой или с фоном из пресс-волла. Конечно, кроп может выручить, но портретный минимализм будет уместен всегда.

P.S. Раз уж эта статья на 100% соответствует записи в личном блоге, то расскажу, что почитать мои интервью, а ещё размышления про медиа и креатив можно в моём тг-канале:

0
2 комментария
Юрий Долгоруков

с 15 лет беру интервью у самого себя, я готов ко всему)

Ответить
Развернуть ветку
Марина Сергеева
Автор

хороший навык 😅

Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда