Коллега меня бесит: что делать?

В России 50% сотрудников хотя бы раз в месяц попадают в конфликт на работе, а 16% работников сталкиваются с подобными ситуациями каждый день – такова была статистика исследователей hh.ru 10 лет назад.

Для сравнения, в США в 2008 работники в среднем тратили около 2,8 часа в неделю на всевозможные конфликтные ситуации и разбирательства, что стоило бизнесу 359 млрд долларов. К слову, в Германии и Ирландии сотрудники конфликтуют еще дольше - 3,3 часа.

359 миллиардов долларов
стоят бизнесу конфликты работников

Конфликты в коллективе в 25% случаев приводят к тому, что сотрудники начинают избегать работу, в 16% – к увольнениям. Еще страшнее то, что в 9% ситуация может привести и вовсе к провалу проекта и тогда пострадают все.

В России за последние годы в целом растет динамика конфликтности всей бизнес-среды. Неудивительно, что на фоне общего напряжения может расти и уровень раздражения коллектива.

Коллега меня бесит: что делать?

В целом, не нужно цифр, чтобы признать: конфликты на рабочем месте – это неизбежная часть жизни, ведь мы проводим большую часть времени в окружении коллег. И не всегда со всеми можно найти общий язык.

Эти неприятности влияют на карьеру и самочувствие. Поэтому, команда кадрового IT агентства RecruitIT предлагает практические советы, которые помогут справиться с раздражением. Но для начала нужно разобраться с природой этой эмоции.

Кадровое IT агентство RecruitIT помогает компаниям находить Digital и IT специалистов, а соискателям – построить карьеру мечты, получить желаемый оффер и разобраться в трудностях на работе. Подписывайтесь на наш VC и телеграм-канал, чтобы не пропускать полезные карьерные статьи.

Почему вообще мы раздражаемся?

Этот блок текста можно закончить одним ответом – потому что мы люди! :) Но для интереса ради предлагаем копнуть чуть глубже, ведь такая эмоциональная реакция, как «раздражение» может быть вызвана рядом стимулов, которые мы воспринимаем как неприятные или даже угрожающие. То есть за вашим «ух, как же он меня бесит» скрываются целых 3 уровня реакций:

  • На физиологическом уровне: активируется нервная система, особенно симпатический отдел, который отвечает за борьбу или бегство. Да, да, это то самое «бей, беги, замри» во всей красе. Следом за этой реакцией повышается артериальное давление, ускоряется сердечный ритм, напрягаются мышцы. В процессе эволюции раздражение, как эмоция, могло развиться как механизм защиты организма. Возможно, оно помогало выживать и приспосабливаться в опасных ситуациях, мобилизуя наши ресурсы для быстрого реагирования на угрозы или несоответствия.
  • На психологическом уровне: задеваются важные для нас ожидания, ценности и предпочтения. Когда кто-то нарушает основные принципы, укоренившиеся в нашей психике, мозг реагирует раздражением.
  • На социальном уровне: взаимодействие с другими людьми, несоответствие ожиданиям, неприятные ситуации, конфликты, непонимание или несогласованность с коллегами или окружающими людьми могут создавать негативные эмоции.
Коллега меня бесит: что делать?

С природой раздражения разобрались. Если переходить к конкретным стимулам, почему любимый коллектив может раздражать, то причины можно поделить на 5 блоков:

  • Личностные различия, взгляды и ценности: когда на базовом уровне вы чувствуете, что коллега не «ваш человек». Помните ситуацию, когда пришли в незнакомую компанию? Наверняка, там был человек, с которым легко нашли общий язык и тот, с кем общаться просто и не хотелось. Кроме того, личностные черты или поведенческие особенности, которые не соответствуют вашим предпочтениям, тоже могут вызывать раздражение.
  • Конфликт интересов: например, вы стремитесь к продвижению, росту и развитию, а коллегу устраивает его уровень. Разные амбиции могут вызывать взаимное раздражение.
  • Неконструктивное общение и несправедливое поведение: например, предвзятость, оскорбления, насмешки, сарказм или пассивно-агрессивное поведение в общении.
  • Несоответствие стилей работы: когда, например, вы хотите побыстрее решить задачу, а коллега ссылается на «установленные правила и нормы компании». Некоторые предпочитают более структурированный и организованный подход, в то время как другие склонны к более свободному и гибкому стилю работы.
  • Недостаток коммуникации и сотрудничества: «сослуживец» не проявляет достаточного уровня коммуникации, сотрудничества или не выполняет свою часть работы, это может вызывать раздражение из-за необходимости покрывать его ошибки или дополнительно тратить время и ресурсы.

Важно отметить, что раздражение – это нормальная эмоциональная реакция, которая может возникать у любого человека. Однако, уровень раздражения и способ его выражения может отличаться.

Не стоит путать раздражение и агрессию. Раздражение – это только эмоция, которая возникает внутри нас. Агрессия – это уже поведение, реакция, которую мы выбираем. Чтобы раздражение не переросло в агрессию, каждому из нас стоит научиться управлять своими эмоциями и выбирать конструктивные способы решения конфликтов.

Александр Крюков, СЕО агентства по подбору IT персонала RecruitIT

Что делать?

Просто выдохнуть не получится. Смириться и принять коллегу, который раздражает задача не для каждого. Предлагаем комплексный подход из 7 шагов.

Коллега меня бесит: что делать?
  • Проведите самоанализ

Прежде чем начать решать проблему, обратите внимание на себя. Смотрим список выше и определяем, что же триггерит в коллеге? Может быть, ваши собственные предубеждения или ожидания являются причиной раздражения, и понимание этого поможет вам изменить свою реакцию на ситуацию. Как правило, уже на этом шаге можно словить ощущение, что начинает отпускать :)

  • Проведите анализ триггера

Понимание причин конфликта поможет лучше сфокусироваться на поиске решений. Возможно, у вас и коллеги есть разные рабочие стили, или между вами возникла неоднозначность в распределении обязанностей. Объективно оцените ситуацию и определите, что именно нужно изменить или уточнить, чтобы устранить причины раздражения.

  • Проявите эмпатию

Поняв причину, попробуйте посмотреть на нее с разных углов. Люди могут быть подвержены стрессу или личным проблемам, скрывая это под маской странного поведения. Проявление эмпатии и попытка понять причины поведения смягчат вашу реакцию на действия. Если и этот пункт не помог, переходим к активным действиям.

  • Оседлайте эмоции и установите границы

При общении с раздражающим коллегой старайтесь оставаться спокойным и держать свои эмоции под контролем. Если вы реагируете эмоционально на его поведение, это может ухудшить ситуацию и привести к конфликту. При этом, определите, какое поведение для вас неприемлемо. Четко очертите для себя список триггеров, чтобы понять, когда пора защищать свой комфорт. Соберите эти мысли и отправляйтесь на встречу к триггеру.

Коллега меня бесит: что делать?
  • Обсудите ситуацию открыто

В четко поняли, что «со мной так нельзя». Настало время решить вопрос напрямую. Выберите правильный момент, лучше – в приватной обстановке, когда оба вы свободны от других дел.

Заранее сформулируйте свои мысли, не обвиняйте, сконцентрируйтесь на конкретных поведенческих проявлениях, которые вас беспокоят. Например:

⛔ «Ты всегда такой невнимательный»

✅ «В прошлый раз ты забыл выполнить эту задачу, что вызвало задержку в работе команды. Можешь ли ты обещать, что в будущем такого не повторится?»

⛔ «Кажется, у нас проблема»

✅ «Мне не нравится, когда ты комментируешь мою работу вот так. Вот примеры, где ты это делаешь. Мне неприятны такие фразы, и я прошу тебя больше так не делать».

(еще больше примеров ищите в нашей статье про критику)

Выслушайте коллегу, возможно, у него есть своя точка зрения, которую вы не учитывали ранее.

  • Найдите компромисс

После того как вы и ваш коллега высказали свои точки зрения, попробуйте найти компромиссное решение, которое устроит обе стороны. Например, если вас раздражает поведение коллеги на совещаниях, вы можете предложить ему написать заметки или подготовиться к совещанию заранее, чтобы улучшить качество общения.

  • Найдите поддержку

Иногда отношения настолько накаляются, что на помощь приходится звать миротворцев – Специалистов по разрешению трудовых конфликтов, Медиаторов. Но в России практика довольна редкая, поэтому можно обратиться к HR-специалисту или руководителю.

Объясните ситуацию, выразите свои опасения и запросите помощи в разрешении конфликта. Нейтральный посредник может предложить новые идеи, решение или провести тренинг по коммуникационным навыкам для всей команды.

Не забывайте обращаться за поддержкой к своим близким, друзьям или коллегам, которые могут поделиться своими советами или опытом. Иногда просто обсуждение ситуации с надежными людьми помогает найти новые идеи.

Коллега меня бесит: что делать?

Поделитесь в комментариях, есть ли у вас на работе коллеги, которые вас раздражают? Почему? Что делаете с этим?

Кстати, исследования показывают, что раздражение может быть заразным. Если мы находимся в окружении раздраженных людей, у нас есть большая вероятность сами стать раздраженными. Поэтому, важно выбирать коллектив, в котором будете чувствовать себя комфортно.

Если ищете команду мечты, отправляйте свое резюме команде RecruitIT. Подберем лучшие вакансии под ваш профиль. Или приходите на карьерную консультацию, если чувствуете, что накопилось много вопросов в развитии карьерного пути.

А если ищете сотрудников, оставляйте заявку на подбор. Подберем нужного специалиста за 18 дней, возьмем все задачи по поиску команды на себя.

44
Начать дискуссию