«Когнитивная зрелость», или что отличает умных людей от неумных🧐

«Когнитивная зрелость», или что отличает умных людей от неумных🧐

Как бы много человек не разговаривал, он не всегда говорит глубоко и по делу. Чтобы действительно «шевелить» мозгами, нужно развивать свои когнитивные способности, задаваясь все более глубокими и системными вопросами. Тут, конечно, сразу поагитирую за коучинг как за лучшее средство борьбы с деменцией)) Но еще и расскажу про Отто Ласке.

Отто сделал классный фреймворк на основе теорий своих профессоров в Гарварде Роберта Кигана и Майкла Бассече (а еще учел туда же Пиаже, который занимался исследованием способностей детей), и расписал для нас стадии когнитивной зрелости нашего мышления. Предлагаю посмотреть на них и проходить по всем этим стадиям при решении своих вопросов почаще.

1. 🟩 Стадия «логического мышления». Что есть?

На этой стадии человек в состоянии обозначить точно предмет беседы (point), поисследовать его (explore) и сделать какие-то выводы (link). Типа «это вода, она мокрая, текучая, ее можно налить в стакан».

2. 🟦 Стадии «критического мышления».

а. Чего нет и что вообще может быть? Первая стадия «критического мышления» задается вопросом, что из себя НЕ представляет предмет сейчас или чем он может быть вообще (например, в будущем), потом надо поисследовать и снова сделать выводы. Типа «сейчас у меня вода, а не лед и не пар, но вода может быть льдом или паром, значит ее можно нагреть или охладить».

б. Какие отношения и связи есть? Вторая стадия критического мышления начинает увязывать воедино все то, чем является предмет и чем не является, исследует связи и отношения, и снова делает выводы. Типа «вода может переходить в разные состояния при определенных условиях, если поисследовать эффекты от изменения состояния воды, то можно придумать паровой двигатель».

3. 🟪 Стадия «системного мышления». Что это как система? Максимально широкий взгляд на предмет как на часть большой системы, как микросистемы внутри макросистемы. Типа «Вода - часть природы, составная часть человеческого тела и других живых существ, источник жизни, часть системы круговорота воды в природе». Дальше, конечно, нужно подумать над пределами существования системы и над возможностями эволюции этой системы.

Вот так при осмыслении всего четырех блоков вопросов мы можем реализовать полноценно свои когнитивные способности. Кто-то только так и обдумывает свои идеи, а кому-то стоит помочь погрузиться, наконец, в глубину.

А еще представьте, что по этим вопросам можно двигаться не только самому, но и предлагать это делать своей команде. Растить когнитивную зрелость на уровне всей организации.

Как вам?🤍

22 показа
145145 открытий
Начать дискуссию