Как разместить рекламу и не попасть под проверку?

Как разместить рекламу и не попасть под проверку?

Как показывает судебная и антимонопольная практика, правила продвижения бизнеса и распространения рекламы не всегда очевидны.

Предлагаем разобраться в том, какая информация относится к рекламе, что может привлечь внимание проверяющих органов и как нельзя поступать с конкурентами.

Во-первых, что не считается рекламой?

Реклама – это сведения, которые привлекают внимание к компании и ее продукции, поддерживают к ней интерес и продвигают на рынке. Примерно такое определение дает закон.

Не реклама: указатель; вывеска с названием компании; информация, которую требуют размещать законы и некоторые другие материалы и сведения.

Например, указание производителя на этикетке – это вовсе не его реклама, а только соблюдение требований Закона о защите прав потребителей.

Однако есть тонкая грань между рекламой и другими сведениями. Для сравнения:

  • Меню – это не реклама. Но если одно из блюд будет представлено с фото и более подробной информацией, то информация о нем будет признана рекламой. Основание – выделение этого блюда из группы однородных товаров с целью привлечения внимания.
  • Другой пример – вывеска. Табличка с названием магазина без слоганов, сообщений об акциях и прочей явной рекламы не считается рекламой, если размещена у входа, но станет рекламой, если ее выполнить большими буквами и разместить на крыше здания.

Во-вторых, что нужно учитывать при рекламном информировании?

1. Добросовестность

Что считается незаконным? Прикрывать рекламу одного товара рекламой другого; продвигать безрецептурный препарат вместо рецептурного, реклама которого запрещена; использовать запрещенные способы рекламы (например, реклама алкоголя в общественном транспорте); критиковать в своей рекламе продукцию конкурента и высказывать мнение, которое подрывает доверие к нему. При этом не запрещено использовать бренд конкурента в ключевых словах при создании контекстной рекламы

2. Достоверность

Незаконно: заявлять, что товар «лучший», «первый» и «номер один», не аргументируя это; размещать недостоверную информацию (например, публиковать фиктивные отзывы); указывать характеристики товаров и услуг, которые не соответствуют действительности (например, о месте и условиях изготовления и т.д.).

3. Соответствие нормам морали

Незаконно: призывать к насилию и жестокости; осуждать людей, которые не пользуются рекламируемыми товарами (например, называть успешными в жизни людей, сделавших коррекцию зрения, по сравнению с теми, кто носит очки и контактные линзы); содержать информацию порнографического характера; использовать бранные слова и выражения, которые могут дискредитировать других.

Конечно, это далеко не полный перечень правил, а только некоторые примеры. Есть товары, которые требуют особого подхода: алкоголь; БАД, пищевые добавки, детское питание; лекарства; оружие; ценные бумаги и др.

Специальные правила также предусмотрены в отношении отдельных способов рекламирования.

Рассказываем о последствиях нарушений

Признаки нарушения закона в рекламе могут заметить обычные граждане, конкуренты и проверяющие органы. Последствия зависят от того, кто будет проводить расследование и в чем заключаются нарушения.

Граждане и конкуренты могут подать жалобу в государственные органы. Кроме того, граждане вправе подать иск в суд за защитой чести и достоинства, а конкуренты – о защите деловой репутации или о защите своих прав на товарный знак и иные объекты интеллектуальных прав, которые незаконно использованы в рекламе и бизнесе.

Федеральная антимонопольная служба РФ – государственный орган, профильный в сфере рекламы и защиты конкуренции. Она может наложить штрафы в соответствии со ст. 14.3 КоАП РФ (незаконная реклама), ст. 14.33 КоАП РФ (незаконная конкуренция).

В некоторых случаях реклама может привлечь внимание не только антимонопольной службы, но также прокуратуры, налоговых органов, трудовой инспекции, Роспотребнадзора и иных органов, профильных для вида деятельности компании.

Пример:

Организация завысила число сотрудников в рекламе на своем сайте по сравнению с тем, какое указывает в отчетности.

Если она посчитала работников вместе с уволенными и округлила число в большую сторону, то антимонопольная служба накажет за недостоверную рекламу.

Если число фактически верное, но часть работников работает по гражданско-правовым договорам, то налоговый орган доначислит неуплаченные налоги и взносы, а трудовая инспекция и суд привлекут к ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ за нарушение трудового законодательства.

11
реклама
разместить
Начать дискуссию