Найти маркетолога: Почему собственники малого бизнеса не готовы к найму маркетолога?

Эта статья для собственников бизнеса, которые решили нанять на работу маркетолога, но пока что не понимают кто это, как ему ставить задачи, как контролировать и понять, сможет он сделать системный, прогнозируемый результат.

Эта серия постов — пособие для самостоятельного найма сильного маркетолога в свою компанию.

Поехали...

Классификация digital-маркетологов

Ниже я приведу свои (и не свои) субъективные наблюдения за специалистами отдела маркетинга, у меня нет задачи кого-либо обидеть, уверен что здесь все «ракеты» и «пчелы»

1) Ракета

Генерирует идеи сам, постоянно тестирует новые гипотезы, вдохновляет сотрудников, сильный управленец, относится к бизнесу как к своему, работае на результат, а не на прооцесс.

К сожалению такие люди очень быстро растут, и для их удержания, постоянно нужно внедрять новые продукты в компанию, иначе им становиться скучно

2) Пчела

Системно выполняет вверенные ему участки ответственности, отлично удерживает ROMi и САС, супер-ответственный, умеет дожать каждого подрядчика, идеальный исполнитель

К сожалению не способен быстро расти, для тестирования нового продукта или гипотезы требует больших ресурсов как финансов так и времени на реализацию. Все должно быть идеально, системно, посчитано.

3) Мутила

Похож на ракету, но только все делает для себя, будет тестировать свои гипотезы за ваши деньги, левачить на работе, сливать лиды и инсайды конкурентам, очен хорошо себя продает, очень убедителен, всегда найдет почему он молодец и причину в свою защиту, то алгоритмы Яндекса сменились, то подрядчик слил бюджет.

Найти маркетолога: Почему собственники малого бизнеса не готовы к найму маркетолога?

Основная опасность заключается в том, что этот человек не подпустит к бизнесу системных и сильных подрядчиков и сотрудников, так как это угроза его разоблачения, всегда находится подле руководителя, и настолько искусно плетет интригу, что может скрываться годами.

Измеряйте результат работы в реальных показателях, не берите во внимание новый крутой сайт или результаты топ-10 выдачи, смотрите в аналитику, сколько конкретно каждый канал приносит встреч/договоров/прибыли.

Мутила, как вампир боится пролитого света на реальные цифры, сомневаетесь — подключайте независимого аналитика для реальной оценки состояния маркетинга.

4) Глист

Обратная сторона пчелы, темная бюрократическая сущность, в свое время получившая некоторые знания, давно устаревшие, не результативные.

Он верит в старые добрые инструменты, не пробует ничего нового, так как любая не сработавшая гипотеза — это боль, поэтому лучше я буду сливать бюджеты на то, что работает.

Он верит в старые добрые инструменты, не пробует ничего нового, так как любая не сработавшая гипотеза — это боль, поэтому лучше я буду сливать бюджеты на то, что работает.

Самый большой вред от таких людей — это медленное убивание организма компании, чаще всего паразитирует на больших проектах, в которых роль маркетинга минимальная. Из креатива — репостят мемы в корпоративных пабликах и делают редизайн сайта для 8 марта

Процессник или результатник?

Всегда нужно понимать кого ты берешь на работу:

1) Процессник - мыслит категориями «делал», «креативно», «красиво», но зачастую не может дать результат или не понимает как его сделать.

2) Результатник - мыслит категориями «сделал», «прибыль», «план», «ресурсы», берет ответственность на себя.

Маркетинг — это про тестирование гипотез, маркетинг — это про ошибки.

Когда клиенты спрашивают меня «Вы можете дать гарантию, что маркетолог, которого вы подобрали — сделает результат» — я всегда говорю «Да, если вы готовы системно работать с маркетологом, тестировать гипотезы и помогать ему при масштабировании»

Маркетолог обязан делать ошибки, сколько провальных продуктов было у любой мировой компании, которые вы знаете, у них были очень сильные маркетологи, но в 80% гипотезы не работают, поэтому нужно всегда иметь тузы в рукаве.

Что такое гипотеза

Допустим вы решили продавать клей оптом, у вас есть поставщик с хорошими ценами, и даже есть 2-3 клиента, которых вы увели с прошлого места работы, теперь вам нужен MVP — минимально жизнеспособный продукт.

В интернет-маркетинге, продукт — это связка.

Конвертер (сайт, группа вк, лидформа) + креатив (объявление, тизер, видео) + трафик (таргет, контекст, SEO)

Поэтому, долгая разработка дорогого сайта, зачастую не оправдана, если у вас есть цель быстро тестировать новые продукты и гипотезы.

Делайте много гипотез, обычно мы с клиентами генерируем порядка 20-30 штук, для этого разрабатываем 10-20 посадочных страниц, и распределяем бюджет между ними так, чтобы не было мучительно больно от «слитых» денег, отрицательная обратная связь - это тоже информация, на основании которой можно делать выводы

Хочу ничего не делать, пусть маркетолог сам решает

Важно осознать, что маркетолог, доносит ценности продукта до целевой аудитории, но самим носителем продукта, всегда является его создатель.

В крупных компаниях, с которыми я работаю, всегда есть продукт-менеджер, это человек, который разрабатывает новые продукты и дальше тестирует их на текущей или новой аудитории, например...

Пример продукта

Вы продаете пиломатериалы, и вам в голову приходит идея «А давайте будем продавать крашенные пиломатериалы?» - это уже продукт, у него другая целевая аудитория и боль, и чем раньше вы поймете, нужен ли он рынку, тем меньше ненужной, крашенной продукции будет лежать у вас на складе.

Есть разные варианты тестирования продукта:

  • Прозвонить текущую базу клиентов и рассказать на словах
  • Сделать рассылку по текущим клиентам
  • Предлагать текущему входящему потоку клиентов
  • Изучить конкурентов, узнать торгуют ли они этой продукцией
  • Быстро собрать сайт и пролить трафик
  • И еще 100500 способов на любой вкус.

Важно осознать, что маркетолог, сам не должен генерировать продукт, может, но не должен, так как его основная задача генерировать гипотезы, тестировать и масштабировать результат.

Когда пора нанимать маркетолога?

Теперь про цифры. Если вы решите нанять маркетолога, важно понять чем его грузить, люди, которые никогда не нанимали маркетолога, будут ставить перед ним задачу типа:

Хочу в 2 раза больше входящих заявок

На что маркетолог скажет:

Трафик, посадка, смм, таргет,

Руководитель поймет это по своему, а маркетолог подумает, что его поняли, но в результате через 2-3 месяца, происходит разговор:

Руководитель: Петров, как у нас дела с рекламой, уже 2 месяца прошло

Маркетолог: Сделали 2 посадки, подрядчик тупи, Елама заблокировала акаунты на фэйсбуке, SEO, ждем результатов, RoiStat никак не подключим, программист....

Тут руководитель устает слушать, и отпускает маркетолога, до следующего разговора.

Все потому-что руководитель не понимает сути маркетинга, и будет перебирать маркетологов годами, и сливать даже эффективных специалистов.

Так когда все-таки нужно нанимать маркетолога?

Когда сами будете готовы погружаться в маркетинг.

Я не верю, что генералом может быть тот, кто ни разу не был солдатом, не понимая мотивацию сотрудника, его инструменты и ценности, очень легко делать ошибки.

Отправлять саперов на танки с лопатами, ценой огромных потерь времени и ресурсов, результат будет достигнут, но вот отчет P&L вас вряд-ли обрадует.

Вывод - нужно понять азы маркетинга, чтобы правильно ставить задачи и контролировать их исполнение, или нанимать на работу руководителя отдела маркетинга

Руководитель отдела маркетинга?

РОМ - Его основная задача, повышать выручку и прибыль компании, используя при этом инструменты отдела маркетинга и отдела продаж.

Повышать прибыль - это разбираться в продажах, быть хорошим переговорщиком и говорить с РОПом на одном языке.

Повышать выручку - это говорить со сбытом на одной языке, оценивать пропускную способность бизнеса, считать финплан.

Финплан

Перед запуском любой маркетинговой активности, важно понимать зачем мы это делаем и каким фифам мы хотим прийти, поэтому хороший РОМ мыслит категориями «Финплан, каналы, бюджет на тест, конверсия, И так далее».

РОМ - следит за тем, чтобы все что делает маркетолог, не только красиво выглядело, но еще и приносило прибыль.

Кто если не РОМ?

Если у вас нет такого человека, то его функции выполняет, обычно, РОП, коммерческий или собственник, который обладает навыками маркетинга на минимальном для этого уровне.

Продолжение следует...

11
Начать дискуссию