Как найти маркетолога?

Добрый день, меня зовут Александр Платохин, я собственник HR-компании где давно и успешно занимаюсь наймом специалистов отдела маркетинга.

В этой статье я расскажу

  • Зачем в компании нужен маркетолог
  • Как нанять эффективного сотрудника
  • Как оценивать его работу

Зачем в компании маркетолог?

В вашей компании уже есть маркетолог, даже если его нет… Вернее сказать функции маркетолога уже кто-то выполняет. Если у вас небольшой бизнес, с выручкой до 300 млн. в год, вы с отделом продаж легко можете обходиться и без этого специалиста, но тогда:

  • Нужно согласовывать сайт
  • Делать КП
  • Работать с подрядчиками по трафику
  • Анализировать результаты рекламы
  • Буклеты, визитки, каталоги
  • Фото, видео
  • Публикации, тексты, PR
  • Выставки, стенды
  • Email, мессенджеры
  • Социальные сети
  • SEO
  • Бюджет, планирование
  • Внедрение CRM, контроль отдела продаж
  • И так далее

Все это делаете вы сами, или кто-то из ваших сотрудников.

Сотрудника нужно нанимать тогда, когда вы чувствуете что либо вы, либо ваши сотрудники уже выполняют не свою работу, или хочется выполнять ее более качественно, продуктивно, профессионально.

«Качество» маркетолога

Лично я придерживаюсь очень непопулярного взгляда на маркетинг - все нужно считать. Именно цифры показывают насколько маркетолог эффективен, обычно я смотрю на

  • Количество обращений (звонков, писем, заявок)
  • Количество целевых обращений
  • Стоимость 1 клиента
  • Средний чек
  • LTV (сколько один клиент приносит денег за период жизни)
  • ДРР (доля рекламных расходов в выручке)

Понятно что можно еще много показателей смотреть, но все сложные ROI, CTR, CAC и прочие показатели, нужны как раз маркетологу, чтобы понимать где он сейчас находится.

Путеводная звезда

Даже самые эффективные руководители могут привести компанию не туда, если теряют из фокуса основную цель. Поэтому для эффективной работы маркетолога, очень важно фокусировать его туда, куда идет компания, иначе отдел продаж целится в выручку в месяц, а маркетолог в организацию выставки или печать визиток.

Цели бывают количественные и качественные

Количественные

  • Увеличить объем продаж на ___ %.
  • Достичь объема производства ___ .
  • Завоевать ___ % рынка.
  • И т.д.

Качественные

  • Улучшить свое здоровье.
  • Поднять степень удовлетворенности клиентов.
  • Повысить эффективность работы.
  • Поднять юзабилити сайта.
  • И т.д.

То есть то что измеряем - количество, все остальное - качество (суета)

Суета и измерение

Я сторонник измерений всего что можно измерить, любые романтические заявления типа «благодаря выставке мы нашли 1 супер-пупер клиента» я воспринимаю как везение.

Количественная цель на выставке - это количество контактов и их цена (себестоимость выставки / на количество визиток), проведённых презентаций, подписанных договоров, сумма сделок.

Количественная цель сайта - количество обращений, цена обращения

И так далее

Все что нельзя посчитать - суета, и да простят меня маркетологи, если еще нет понимания как посчитать эффект от нового каталога, значит самое время собирать аналитику.

Аналитические данные

Чтобы что-то с чем-то сравнить, нужно сначала это посчитать, на сайт можно поставить счетчик, в отдел продаж внедрить CRM, на разные каталоги дать разный номер телефона, даже сотрудников можно сравнивать между собой, и на основании этих данных делать выводы, иначе мы работаем на удачу, генерируя много суеты

Суета

Все в маркетинге есть гипотеза и тест, если мы хотим сделать новый сайт, нужно понимать какую конверсию мы ожидаем, насколько должно стать лучше и сколько денег мы вложим в новый сайт. То же самое со сменой подрядчика или созданием ютуб-канала.

Самые частые проблемы в работе маркетологов, заключаются в том, что они не могут реализовать задачи, которые хотели бы, так как не могут защитить идею перед руководством, поэтому грамотный руководитель всегда должен оценить ресурсы и ожидания от каждого мероприятия, которое предлагает маркетолог.

Задачи

Можно погружаться в операционку глубоко, а можно дать маркетологу много власти и ждать результат, но я сторонник коммуникации. Задачи для маркетолога формируются в первую очередь из целей отдела продаж. Так как отделу продаж нужны обращения клиентов и инструменты для работы с этим клиентами, поэтому я всегда связываю маркетолога и отдел продаж сквозным отчетом, если нужен пример - напишите мне, я скину вам ссылку.

Как оценивать работу маркетолога в малом бизнесе

Еще раз, малый бизнес, это бизнес с выручкой до 800 млн в год, а выручка до 120 - микробизнес.

Так вот, маркетинг работает на привлечение потенциальных клиентов в отдел продаж или магазин, где они уже превращаются в покупателей, а для этого важно

  • Упаковать предложение в виде сайта, коробки, книги, КП, презентации, видео И так далее
  • Найти среду обитания потенциальных клиентов
  • Показать им наше предложение
  • Призвать к действию (заявка, звонок, визит, письмо)
  • Посчитать результат
  • Сделать выводы о том, что работает
  • Повторить то что работает
  • Улучшить то, что работает
  • Сгенерировать новые гипотезы что может сработать

Если в сухом остатке, руководитель бизнеса всегда должен понимать что делает маркетолог и зачем он это делает, так как зачастую маркетолог будет делать то, что он хорошо знает и умеет, а это не всегда приносит результат.

Если у вас есть вопрос, пожалуйста, пишите мне в телеграм @alexplaha, с радостью на них отвечу.

11
2 комментария

Всегда нужно следить за рынком и трендами, как все меняется и что в тренде. Как раз хороший маркетолог должен этим заниматься и быть всегда в теме.

1
Ответить

Это да, как раз самая частая проблема - упустить то, что работает прямо сейчас.

Старые специалисты боятся нового, это нормально, так как могут прийти молодые и занять его теплое место, поэтому крутой руководитель окружает себя как раз сильными молодыми, направляет их энергию в позитивное русло и фокусирует на результат.

Как думаете, что сейчас будет актуально?

Ответить