В Минцифры рассказали про «окно выбора поиска» в законе о предустановках. Разбираемся, что это за инструмент

Карен Казарян
Генеральный директор Института исследований интернета

Вопрос создания условий для честной конкуренции на IT-рынке давно и остро стоит для многих стран. Способы поддержки локальных разработчиков могут быть очень разными: пока в Китае предпочитают блокировать доступ к сервисам иностранных компаний, на Западе придерживаются более демократичного подхода.

Один из любопытных примеров — «окно выбора» поиска в браузере, которое Google запустила в ответ на рекордный штраф Еврокомиссии в размере €4,34 млрд за доминирующее положение на рынке поисковиков в ЕС. Казалось, должен начаться расцвет местных игроков, а пользователь получит широкий выбор из альтернатив гиганту. Но в решении Google был один нюанс.

В чем преимущество окна выбора как метода развития конкуренции, что пошло не так с его внедрением в Европе, как подобная схема реализована в России, и какое у нее будущее? Давайте разбираться.

«Окно выбора» в Европе

Государства стремятся найти способ регулировать рынок так, чтобы ситуация на нём была максимально справедливой. Конечно, понимание справедливости относительно: где-то применяются более радикальные меры, в результате которых у пользователей остается доступ только к цензурированным и усеченным версиям международных сервисов, или они заблокированы вовсе. Мировой же опыт показывает, что борьба за внимание пользователя начинается только когда у него есть возможность выбора. А путь запретов и принуждений — в большинстве случаев — далеко не самый эффективный.

Окно выбора Google в Европе должно было стать как раз таким шагом для создания конкурентных условий и стимулом к совершенствованию разных поисковых алгоритмов, которые по-своему предлагали бы решить задачу пользователя. При запуске браузера Chrome на ОС Android пользователю предлагалось четыре поисковика (Google Search и три альтернативных).

Один момент: условия для того, чтобы попасть в окно определяет сам Google. Компания решила, что поисковики будут попадать в «окно» через аукцион: кандидаты должны соревноваться за место по принципу pay to play. То есть компании предлагают ставки за возможность занять слот, и выигрывает тот, кто сделает самое большое предложение. В таком виде окно выбора просуществовало больше года. Недавно региональные игроки забили тревогу: стало очевидно, что это решение не работает.

Более того, после запуска окна выбора доля Google на рынке мобильного поиска в Европе выросла с 96,92% в июле 2018 (когда Еврокомиссия приняла решение) до 97,07% в феврале 2021 года. Таким образом, доминирующее положение компании на рынке только усилилось, из-за принципа «кто больше заплатит» региональные поисковые системы окончательно лишились шанса на борьбу.

Еврокомиссия могла предложить конкретное решение или регулирующий механизм, но, по сути, позволила Google самим его придумать. Ожидаемо, что компания использовала это в свою пользу.

Но не для всех

Ежеквартальный список занявших слоты в окне выбора показывает, что преимущественно они достаются поисковикам, заточенным под заработок на рекламе. Часто они едва ли знакомы местным пользователям, иногда — даже не работают на их языке.

Например, в результатах за первый квартал 2021 года доминируют немецкий GMX, калифорнийский info.com и PrivacyWall из Пуэрто-Рико. Этим поисковикам досталось более 60 слотов в большинстве европейских стран. Также в число лидеров вошел более известный (но тоже «рекламный») поиск Bing другого технологического гиганта Microsoft. Среди проигравших: французский Qwant, который смог получить только один слот (и то не на домашнем рынке, а в маленьком Люксембурге) и Ecosia из Германии (15 млн глобальных пользователей), который 80% от доходов направляет на посадку деревьев.

Другая серьезная проблема заключается в том, что окно выбора появляется только на новых девайсах при запуске устройства. Для тех пользователей, кто уже является обладателем смартфонов на базе Android, такой опции нет — им все так же предлагается пользоваться поиском Google по умолчанию. Но многие пользователи не знают, как сменить поисковую систему в настройках, а мобильные устройства — не такая частая покупка.

В действительности же окно выбора может быть эффективным инструментом, если его грамотно внедрить. Во-первых, важно включить в список локальные поисковики на основе их популярности среди пользователей. И не менее критично расширить действие «окна» на все смартфоны, а не только на новые. В таких условиях у пользователя появится возможность реального выбора.

Как у нас

В России уже несколько лет у обладателей устройств на Android тоже есть окно выбора, но реализация качественно иная. Пользователям предлагается выбрать один из поисковиков по умолчанию — «Яндекс», Google или Mail.ru. Такое решение было одним из ключевых условий мирового соглашения, которое Google заключила с Федеральной антимонопольной службой в 2017 году. И этот пример показывает, что противостоять росту монополии, и при этом учесть интересы пользователей — возможно.

Не так давно Минцифры заявило, что к апрелю подготовит постановление правительства, где конкретизирует схему реализации закона, согласно которому производители должны дать возможность пользователям использовать российский поисковик (закон принят в декабре прошлого года). В постановлении будет предусмотрено то самое окно выбора, где российские поисковики появятся наравне с иностранными аналогами. В первую очередь, речь о смартфонах на iOS (как было сказано выше, на Android «окно» давно существует). Однако опция выбора будет только при активации новых устройств, на всех остальных у пользователей останется дефолтный поиск.

Что касается Евросоюза, Еврокомиссия уже подтвердила, что ведет переговоры с Google после негативного фидбека от других игроков. Возможно, работа в этом направлении скоро приведет к тому, что в итоге в Европе появится эффективный инструмент. Будет интересно наблюдать за развитием событий, ведь окно выбора и правда может дать пользователям свободу в нем. Вопрос только в том, чтобы этот выбор был прозрачным, честным и доступным на всех смартфонах.

2626
9 комментариев

Вся эта предустановка чушь собачья. Типа дают выбор, но на самом деле никакого выбора нет. Они вот даже icq будут предустанавливать, Карл! Ну кто им пользуется в 2021 году? Слабоумие какое-то

Не понимаю куда смотрели антимонопольщики ЕС пока их Гугл еще раз аккуратно нагибал – полнейший провал! Инициатива норм, а реализовали по российски ахахх)

Лично мне вообще эти предустановки кажутся явно лишними и тратой моего времени. Люди не идиоты, ненужный хлам будут просто отключать или удалять

Ну вот как раз кажется, что люди и так пользуются этими приложениями, которые надо предустанавливать https://tass.ru/ekonomika/10946903. Кроме ICQ)) Загадка, почему она вообще вошла в этот список

Вообще есть такая вещь как резервная копия и в таком случае предустаановки пройдут мимо пользователя