"Семейный бизнес" - это не только красивый тренд, но еще и закрепление в законе и меры поддержки

Как государство воспринимает семейный бизнес и готово ли его поддерживать?

О семейном бизнесе автору рассуждать легко, поскольку бизнес автора - это пример семейного и даже династического бизнеса. Об этом можно прочитать в статье.

В год семьи все активнее слышны призывы к закреплению на уровне законов понятия "семейного бизнеса", "семейного предприятия", а также разговоры о мерах поддержки для такого бизнеса.

Сама идея поддержать какую-либо категорию бизнеса - отличная идея, но важны детали.

Что такое семейный бизнес?

Интуитивно мы без долгих размышлений можем представить семейный бизнес, сложнее закрепить четкое понятие с четкими критериями, еще сложнее превратить это в законодательное определение.

По информации Торгово-промышленной палаты России до 70% всего малого бизнеса в России имеет признаки семейного. И это объяснимо. Супруги часто ведут бизнес совместно, привлекают подрастающих детей. Дедушки, бабушки передают бизнес детям и т.д. моделей много.

С юридической точки зрения важна точность.

Законы о семейном бизнесе уже появились

...И такая точность появилась, правда не на федеральном уровне (федерального закона о семейном бизнесе на сегодня нет). Вперед вышли регионы. На момент подготовки статьи автору известно о девяти субъектах РФ, в которых на уровне регионального закона закреплено понятие и критерии семейного бизнеса.
Например в Нижегородской области приняли закон, согласно которому к семейным относятся малые и средние компании, в которых члены одной семьи владеют более 50% уставного капитала или голосующих акций. Членами семьи будут считаться супруги, их родители, дети, братья, сестры, внуки, дедушки и бабушки каждого из супругов.

Региональным законом в Кировской области определено, что семейный бизнес - это предприятия, которые на протяжении года соответствуют одному из условий:

  • участники хозяйственного общества, хозяйственного товарищества, хозяйственного партнерства — члены одной семьи, владеющие суммарно более чeм 50% долей в уставном капитале ООО или более чем 50% голосующих акций АО;
  • для 2 членов семьи это предприятие является основным местом работы;
  • не менее двух работников индивидуального предпринимателя, которые работают у него по основному месту работы, относятся к членам его семьи.

Придумали определение, а дальше что?

Для чего нужно придумывать понятия и определения и закреплять их в законе? Для того, чтобы с закреплёнными понятиями можно было что-то сделать, а иначе зачем?

Норма, дающая определение "семейного бизнеса" и определяющая его критерии - это норма-определение или как у юристов говорят - норма-дефиниция.

Само по себе определение и критерии семейного бизнеса ничего такому бизнесу не дают, не происходит никакого дополнительного регулирования семейного бизнеса.

Логичным встает вопрос о мерах поддержки как цели всей задумки по регулированию "семейного бизнеса".

На сегодняшний день для субъектов МСП существует великое множество мер поддержки в том числе специальные налоговые режимы, налоговые льготы, возможность льготных займов в Центрах "Мой бизнес", которые есть в каждом регионе страны.

Спрашивается, что еще нужно? Это вопрос остается открытым.

Полагаю, что реалистичными мерами поддержки, которые потянут регионы, могли бы стать меры информационного характера:

- Государственные премии, награды, поощрения семейному предприятию. На это много денег из бюджета не нужно, а бизнесу будет приятно и почетно.

- Квота в бюджетных СМИ (телевидение, радио, печатные СМИ) на бесплатное время для рассказа о себе семейными предприятиями.

Денег семейному бизнесу никто раздавать не будет, тем более, что гранатовая поддержка бизнеса не раз признавалась неэффективной мерой. Ну и вообще, бизнес, который получает гранты - это не нормальная ситуация. Хотите гранты - занимайтесь сферой НКО.

Не семейный, а династический бизнес

Автор принимал участие в ряде дискуссий на правительственных площадках регионального уровня (Екатеринбург, Свердловская область) по вопросу регулирования семейного бизнеса.

Автор продвигает позицию о том, что более целесообразным является введение и развитие понятия "династического бизнеса", а не просто "семейного".

Возможные критерии династического бизнеса:

1) Продолжительность существования предприятия (группы предприятий). Например, от 15 лет.

2) Одновременное или последовательное участие в предприятии членов семьи (в качестве участников – учредителей, директоров, сотрудников).

3) Определить круг «членов семьи», подпадающих под учет для целей регулирования. Такими могли бы быть лица, указанные в нормах о наследстве Гражданского кодекса как наследники 1-5 очередей.

Династический бизнес - это более узкая и крепкая единица, доказавшая годами или десятилетиями способность выживать, зарабатывать и развиваться. Она является примером для остальных и имеет более весомые основания для внимания и поддержки со стороны государства.

Подписывайтесь на наши телеграмм каналы:
о налогах в бизнесе
право на бизнес
Юридические услуги
Защита интеллектуальных прав
Налоговый консалтинг
Аудит
+ 7 (912) 20-36-802
+ 7 (343) 371-77-66
lev@lev-group.ru

На одном из круглых столов 
На одном из круглых столов 

Арсений Артюх,
директор по развитию
Группы компаний ЛЕВЪ&ЛЕВЪ-АУДИТ.

22
1 комментарий

Правильные мысли. Затевать так ради мер поддержки, а не просто так.

Ответить