Что такое социальное предпринимательство и почему бизнес не торопиться получать этот статус?

Социальный бизнес не поверил государству

С 2019 года в России де-юре появилась новая категория малого и среднего предпринимательства – социальное. Соответствующие дополнения были внесены в федеральный закон N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Тезисно о том, что такое социальный бизнес по закону:

1. Это предпринимательская деятельность, основной целью которой является решение социально значимых проблем общества. При этом подчеркну, что речь идет именно о бизнесе, а не о секторе социально-ориентированных НКО.

Мне нравиться такая ёмкое определение социального предпринимательства – это бизнес решение социальной проблемы.

2. Закон определил четыре вида деятельности, занимаясь которыми, можно претендовать на получение статуса социального предприятия.

Виды деятельности:

1) Трудоустройство социально незащищенных категорий граждан (перечень таких категорий установлен в законе)

2) Реализация товаров, работ, услуг, произведенных социально незащищенным категориями (например, интернет магазин товаров, созданных инвалидами)

3) Производство товаров, работ, услуг, предназначенных для социально уязвимых категорий граждан (производство протезов, услуги сиделок, частные дома престарелых)

4) Иная общественно-полезная деятельность (сюда попали образование детей, санаторно-курортная сфера, развитие народно-художественных промыслов, частные музеи, галереи и т.д. подробнее в законе).

3. Статус социального предприятия не присваивается автоматически. Для этого нужно собрать пакет документов и направить их в уполномоченный региональный орган для рассмотрения. С прошлого года документы принимают центры «Мой бизнес», созданные по всей стране.

Внимание вопрос: зачем бизнесу все это? Зачем получать статус, собирать пакет документов?

Ответ прост: бизнесу это интересно, если будут меры поддержки.

Особенно хочется отметить, что социальный бизнес сегодня в подавляющем большинстве случае не имеет большой маржи. Предприниматели работают фактически за зарплату, снимая с плеч государства социальные проблемы.

На сегодняшний день, системных мер поддержи для социального бизнеса нет.

С 2021 года в федеральном Минэке говорят о грантах для социального бизнеса до 500 000 рублей, но на условиях 50% софинансирования (просишь 500 000, еще столько же вложи в проект, просишь 150 000 вложи еще 150 000).

На гранты смогут претендовать только бизнес, включенный в реестр социальных предприятий, а это сбор документов и прохождение бюрократических процедур.

Если же бизнес по всем критериям соответствует социальному, но не включен в реестр, то на гранты рассчитывать не придется.

При этом, нет документа, который бы регулировал порядок предоставления грантов, всё пока на словах и по слухам. За весь 2020 год по стране в реестр включилось чуть более 2700 предприятий и предпринимателей. В регионы спущены планы по количеству присвоенных статусов. Пока, насколько мне известно, планы проваливаются.

Бизнес не понимает, зачем ему включаться в формальный реестр, если нет конкретики по мерам поддержки.

Размышляя о судьбах социального предпринимательства, летом 2020-го мне пришла следующая идея: меры поддержки социального бизнеса нужно «спустить» и прорабатывать на региональном уровне, с учетом особенностей регионов. Для этого нужна модель правового регулирования на региональном уровне. Так родился "Модельный закон субъекта Российской Федерации о поддержке социальных предприятий". Модельный закон был подготовлен мной, совместно с сообществом социальных предприятий под эгидой Комиссии по социальному предпринимательству «ОПОРЫ России» (Общероссийская общественная организация малого и среднего бизнеса).

В качестве мер поддержки мы предложили следующее:

1) предоставление в пользование государственного недвижимого имущества субъекта на безвозмездной основе;

2) 10-летняя рассрочка оплаты при выкупе государственного и муниципального недвижимого имущества;

3) предоставление субсидий субъекта Российской Федерации;

4) оказание информационной поддержки (выделение времени на государственных каналах, СМИ, интернет-ресурсах с целью популяризации деятельности социального предприятия);

6) налоговые меры поддержки в рамках полномочий регионов.

Идея модельного закона заключается в том, что указанные меры могут и должны быть доработаны с учетом специфики регионов.

6 ноября 2020 годы я презентовал модельный закон в Общественной палате РФ. Инициативные и неравнодушные участники процесса распространяют закон по регионам, добиваются его доработки и принятия в каком-либо виде.

Презентация модельного закона в Общественной палате РФ
Презентация модельного закона в Общественной палате РФ

Убежден, что за социальным бизнесом большое будущее.

Арсений Артюх, юрист, директор по развитию Группы компаний «ЛЕВЪ&ЛЕВЪ-АУДИТ».

22
1 комментарий