Есть ли у президента «Норникеля» Потанина шанс войти в историю за заслуги перед Норильском?

И почему наследие легендарного Владимира Долгих приходит в упадок

В декабре 2024 года владелец и президент «Норникеля» Владимир Потанин отпраздновал 12 лет, как он встал у руля компании. А 5 декабря в Норильске отметили еще одну памятную дату – 100 лет со дня рождения Владимира Ивановича Долгих, который тоже 12 лет, но в далеких 1958-1969 годах руководил Норильским горно-металлургическим комбинатом. Давайте сравним вклад каждого из руководителей в развитие компании в целом и Норильска в частности.

Фото: архив Заполярного филиала «Норникеля», пресс-служба ЗФ «Норникеля»
Фото: архив Заполярного филиала «Норникеля», пресс-служба ЗФ «Норникеля»

Считается, что при Долгих Норильск получил второе рождение. Имевшаяся тогда рудная база НГМК была близка к исчерпанию. Необходимо было или найти новые источники сырья или готовить комбинат, а с ним и весь город к закрытию. Причем второй вариант вовсе не выглядел как нечто из области фантастики. Но Долгих сначала в качестве главного инженера НГМК, а затем и его директора это категорически не устраивало. Он форсировал разведку и разработку гигантского Талнахского месторождения, являющегося рудной базой «Норникеля» и по сей день. В итоге производство металлов в Норильске за несколько лет выросло в 10 раз! При нем в Норильске отказались от угля как энергоносителя и перешли на газ. До сих пор Норильский промрайон – единственный газифицированный в составе Красноярского края.

Вместе с производством развивалась и инфраструктура: построена Усть-Хантайская ГЭС, аэропорт, модернизирован Дудинский морской порт, возникли новые города и посёлки Талнах (сейчас входит в Норильск), Снежногорск, Мессояха, Солёное, Тухард, связанные с комбинатом в единый промышленный комплекс.

Немудрено, что нынешний президент «Норникеля» Владимир Потанин часто упоминает легендарного предшественника, на заслугах которого во многом до сих пор базируется благосостояние и компании, и города Норильск.

Но если при Долгих Норильск и комбинат рос и развивался, прирастал новыми заводами, расцветал домами и дорогами, то при Потанине происходит наоборот. Самым громким, но и самым печальным «достижением» стала известная на весь мир экологическая катастрофа в мае 2020 года. Тогда из-за аварии на ТЭЦ в Норильске произошла утечка более 20 тысяч тонн нефтепродуктов. Это самая крупная техногенная катастрофа в Арктике.

Если Долгих строил заводы и фабрики, то Потанин готовится к закрытию уже четвертого металлургического предприятия. Весной он объявил о планируемом закрытии Медного завода в Норильске, который обеспечивает более трети общероссийского производства меди. До этого президент Норникеля уже закрыл три металлургических завода в Мурманской области и Красноярском крае. Из добывающей, перерабатывающей компании, крупнейшего в России и мире производителя металлов, постепенно, но верно делают просто добывающую. Не будет удивительно, если со временем слово «металлургическая» совсем исчезнет из названия компании. На это нацелена стратегия руководства комбината в последние 10 лет.

Фото: Александр Чиженок, Коммерсантъ
Фото: Александр Чиженок, Коммерсантъ

Со слов Потанина, со своим предшественником он обсуждал и идею вернуть 25% компании сотрудникам. Идея идеей, но в итоге президент «Норникеля» почему-то решил акции не раздавать, тем более что за последние пару лет они заметно подешевели. Зато у сотрудников их и нет. Хотя вряд ли Владимир Долгих имел в виду такой вариант восстановления социальной справедливости, который в итоге воплотил нынешний глава ГМК.

Состояние самого Норильска при двух таких ярких руководителях тоже кардинально разнится. При Долгих Норильск прирастал целыми микрорайонами и поселками, что было немудрено ведь с середины 50-х до середины 70-х население города выросло в два раза – приезжающим на Крайний Север специалистам надо было предоставлять жилье, а их детям места в детских садах и школах.

Вплоть до 2020 года инфраструктура города держалась на заложенной 60 лет назад базе, и лишь авария с разливом нефтепродуктов в какой-то степени помогла обратить внимание на далекий арктический город, который издалека и по старинке казался островком процветания. Это оказалось иллюзией и только после личного вмешательства спикера Совета Федерации Валентины Матвиенко главой Норникеля было принято решение о выделении дополнительно 150 млрд рублей на социальную инфраструктуру города. С тех пор прошло три года, но Норильск все еще очень далек от решения задач по переселению людей из аварийного жилья, замене прогнивших коммуникаций, ремонту аварийных зданий и строительству новых объектов.

Очевидно, что Норильск и «Норникель» при Владимире Долгих и Владимире Потанине – это абсолютно разные реальности, разные перспективы, разное видение будущего и разное настоящее. Да и полвека, которые разделяют вехи управления двух таких заметных личностей – это большой срок. Однако, если время Владимира Долгих общепризнано считается вторым рождением и города, и комбината, то оценить аналогичными эпитетами эпоху Владимира Потанина никак не получится.

77
55
55
55
33
33
11
реклама
разместить
5 комментариев

При Долгих люди работали на благо страны в которой жили их родные и они сами, а что сейчас? Как по мне Потанин высасывает последние капли всех благ, которые были построены людьми и для людей.

Удивительно, как Потанин не слетел со своего пригретого местечка еще в 2020 году после такой катастрофы...

На самом деле это грустно, когда, пусть и не большие, но столь значимые города в былые времена, просто опусташают в 0

Времена меняются конечно, но тут я с уверенностью могу сказать, раньше было лучше!

Думаю если только люди возьмутся за ум и массово покинут это богом забытое место, только тогда Потанин задумается о состоянии жилищных условий города, который его же и кормит.