Процесс модернизации рынка бывших в употреблении труб: изменения после вмешательства государства

Труба б/у
Труба б/у

13 лет назад, в разных уголках Санкт-Петербурга, случился взрыв теплотрасс, который оказал огромное воздействие на весь государственный аппарат. Это событие и другие скандалы вынудили власти усилить свою борьбу с подделками в сфере переработки металлолома. Коммерческий руководитель компании «ТрансЛомМаркет» Александр Гузенков делится своими мыслями о динамике развития этого рынка, его уникальности и объемах продаж.

Рынок бывших в употреблении труб впервые появился в России в 1990-х годах, когда цены на новую стальную трубу стремительно выросли: в 1991 году — в 3,4 раза, в 1995 году — в 3,3 раза, а в период с 1996 по 1999 годы — в среднем на 58,5% ежегодно.В 1990 году объемы производства резко упали с 11,9 миллионов тонн до 5 миллионов тонн к 2000 году, что привело к возникновению спроса на трубы в отраслях строительства, ЖКХ и горно-обогатительных комбинатов. По легенде, в это время люди активно скупали трубы по цене металлолома, демонтировали и перепродавали их как бывшие в употреблении, а некоторые даже реставрировали их внешний вид для продажи под видом новых.

К 2017 году в России сформировался теневой рынок трубного проката повторного использования с оборотом более 1 миллиона тонн в год.

Эпоха революционизации процессов

Главные компании в секторе нефти и газа первыми начали официально реализовывать использованные трубы. Среди них можно выделить «Газпром», «Транснефть» и другие компании, занимающие вертикально-интегрированную позицию в нефтяной отрасли. Примерно 15% труб вторичного использования были задействованы нефтегазовыми компаниями для собственных целей, в то время как оставшиеся 85% были проданы на аукционах или единственному покупателю по цене от 1 до 5 тысяч рублей за тонну, в то время как фактическая стоимость на 2017 год составляла 15 тысяч рублей. После этого использованные трубы попадали к компаниям, специализирующимся на демонтаже и переработке лома, а также на восстановлении и реставрации.

В 2012 году возникла серьезная проблема с трубами в Санкт-Петербурге, когда сталкивались с пробоями теплотрасс в различных частях города из-за неисправных труб, что привело к серьезным последствиям для жителей. Это произошло из-за недостаточного контроля над происхождением и качеством труб, что способствовало распространению фальсифицированных продуктов на рынке. Кроме того, страна столкнулась с прямыми убытками из-за недопонимания проблемы переработки использованных труб.Проведенное следствие выявило, что в период реконструкции систем отопления в 2010-2011 годах использовались не новые трубы, а уже использованные. Еще одно громкое происшествие — при строительстве нефтяного терминала в Усть-Луге подрядчик поставил компании "Транснефть" трубы, уже находившиеся в эксплуатации, представляя их как новые. Из-за этих скандалов российское государство приняло меры по регулированию рынка вторичных труб.

Современный подход в России

Регулирование государством рынка включает в себя процесс включения неофициальной или теневой деятельности в контролируемую сферу, где работники и предприниматели начинают уплачивать налоги и сборы, а также соблюдать требования государственных стандартов — ГОСТов, СНиПов и прочих регуляторных условий. Этот процесс занял значительное время и начался с разработки нормативной базы. В две тысячи тринадцатом году Федеральное агентство по стандартизации и измерениям утвердило стандарт Р 55934-2013 «Трубы железные для повторного применения. Принципы приемки и маркировки». Этот документ закрепил возможность применения отработанных труб в соответствии с требованиями безопасности законов и правил. Это также способствовало сохранению экологии при использовании отработанных стальных труб.

В две тысячи семнадцатом году произошли изменения в тринадцати строительных нормах и правилах в области железобетонных конструкций, водоизмещения и коммунального хозяйства. Для водоснабжения, канализации и газоснабжения было прямо запрещено использование отработанных труб.

22.05.2017, Федеральная инспекция по контролю в области природопользования издала распоряжение под номером 242, принимающее трубы, которые когда-то были в употреблении, как отходы IV группы риска. Теперь каждое действие с бывшими в употреблении трубами подпадает под требования по обращению с отходами IV группы риска и требует специальной лицензии.

В результате примененных мероприятий, использование бывших в употреблении труб стало невозможным в большинстве случаев, что привело к значительному сокращению области их применения. Российская федеральная служба по надзору в области природопользования одобрила метод утилизации отходов, содержащих металл.Вследствие предпринятых действий появился совершенно новый рынок, где действуют инновационные компании, занимающиеся торговлей сертифицированными товарами по ясным контрактам с полным уплатой налогов. До 40–60% старых труб теперь направляется на переплавку, 20–40% используется для неответственных строительных работ, а всего лишь 20% труб восстанавливается и реставрируется для повторного использования в соответствии с ГОСТ Р.

Экономические процессы стали более безопасными для клиентов. Например, налоговая база сформировалась: в настоящее время большая часть сделок проводится безналичным способом, в то время как раньше компании приобретали трубы за наличные по цене металлолома. Аккредитованные компании обладают лицензиями на работу с отходами IV класса опасности, расширяют ассортимент и развивают сеть филиалов.

Неоспоримо, хоть и встречаются участники, пренебрегающие законами, однако все главные фигуры отрасли стремятся к честности и открытости в своей деятельности.

ТРYБА

Начать дискуссию