Подбор команды ИТ-маркетинга работодателя или зачем вам нужен DevRel

В самом начале работы над ИТ-брендом работодателя вам придется обратить внимание на людей, которые будут непосредственно работать над реализацией вашей стратегии и будут общаться с вашими сотрудниками и потенциальными кандидатами.

Попробую показать на примерах, почему так важно подобрать правильных людей, а не собрать по компании свободных от проектов людей, пусть даже из смежных отделов. Итак, лучше обращать внимание на следующие ТОП-3 качества кандидата:

Умение общаться с аудиторией

Решила поставить это первым пунктом, потому что собственными глазами видела, как люди, которые не имея ни капли эмпатии, чувства такта или желания построить коммуникацию с партнером или сообществом в один раз ломали связи, которые ранее налаживала вся команда. Потом все дружно восполняли потери, а тимлид краснел перед партнером.

Как можно все быстро сломать? Например, общаться с представителями вузов, как со студентами — ошибка правильного определения статуса коммуниканта. Или пытаться звонить представителю сообщества и возмущаться, почему он не отвечает на твои звонки. Это ошибка выбора канала коммуникации, так как нужно понимать, что обычно представители профильных диджитал сообществ не работают там на полную ставку и предпочитают письменный формат коммуникации, особенно, на старте.

Это звучит очень банально, но вам нужен общительный и стрессоустойчивый человек, который будет готов к тому, что коммуникативные неудачи могут случаться достаточно часто, но оставлять их нельзя, их нужно чинить как можно скорее. Любая оплошность в коммуникации может стоить потерянных денег, людей, партнеров в лице других компаний. К тому же, это может иметь отсроченный эффект, потому как некоторые люди не высказывают руководству о том, что сотрудник бросил трубку или не отвечает неделями, но потом, через несколько месяцев вы можете получить минус одного партнера на ваше мероприятие, или попросту увидите из СМИ и социальных сетей, как мероприятие партнера прошло без вас.

Про стрессоустойчивость добавлю, что в данном контексте качество, как и умение налаживать коммуникацию, тренируемое. Когда я училась на факультете журналистики, первым делом, что нам сказали выполнить — это ходить по ближайшей пешеходной улице и приставать к людям с вопросами об историческом центре. Этим заданием выбивалась стеснительность и нарабатывался навык как общения с незнакомцами, так и тактичного принятия большого количества отказов и даже грубостей. Подобные тренинги могут проходить студенты и специалисты из разных сфер, и лучше, если человек выполнял такие упражнения и чувствует себя с людьми как рыба в воде. Возможно, нечто подобное он переживал на своей прошлой работе, поэтому лучше об этом уточнить во время собеседования.

Владение техническими навыками

Конечно, всегда можно обратиться к подрядчикам и ожидать результата, периодически отправляя правки и перечеркивая половину проекта, но это не всегда продуктивно и входит в рамки корпоративных юридических требований о безопасности.

Маркетинг — очень динамичная сфера, а IT-маркетинг работодателя заставляет порой быть включенным сразу в несколько срочных проектов одновременно. Что делать, если макет внутреннего портала нужно показать уже послезавтра, а команда дизайнеров занята еще примерно на месяц? Или у вас просто пока нет дизайнеров? Нужно владеть базовыми программами и лучше, если скиллы в вашей команде будут распределены: кто-то умеет верстать письма, кто-то здорово делает макеты лендингов, а кто-то мастерски настраивает трансляции на 3000 человек.

Вот минимум, который нужно стараться закрывать собственными силами, чтобы ваша работа не полетела в тартарары и не сорвала работу всей компании:

  • Верстка и написание качественных корпоративных писем в разных форматах по брендбуку;
  • Верстка сайтов на внутренней платформе, если есть, и на любой внешней;
  • Организация и поддержка мероприятий партнеров минимальными силами;
  • Умение провести встречу с партнерами или аудиторией, знать о компании и культуре компании как можно больше, знать, как таблицу умножения, ее основных лиц, клиентов, направления работы и технологический стек.

Организованность и человек-табличка

Когда я говорю об этих качествах, я вспоминаю себя в те минуты, когда мне нужно было практически одной закрывать одновременно и организацию мероприятий, и ряд встреч, и документооборот с подрядчиками. Быть организованным в таком потоке очень сложно, но в вашей команде должен быть человек- табличка (да простят меня такие коллеги) , для которого фиксировать результат является частью заземления и осознания процесса и результата.

Конечно, далеко не все любят бюрократию или монотонное внесение данных, но можно договориться о том, чтобы каждый вносил часть своей работы, а аналитикой уже занимался кто-то один.

Золотое правило: один владелец процесса! Не нужно заставлять сотрудников выдумывать свои собственные шаблоны таблиц или прятать от них основной документ.

Ну а теперь перейдем к самому трендовому вопросу: зачем вам нужен devrel-специалист?

Наверное, вы уже слышали про относительно новое направление, которое стоит на стыке сразу нескольких направлений маркетинга и HR. Developer Relations (сокращ. DevRel) дословно означает «Отношения с разработчиками».

В сообществе ведутся постоянные споры о том, какая именно зона ответственности принадлежит деврелам. Есть версии, что этот человек обязательно должен обладать IT-бэкграундом, иначе он не сможет, например, понять статью, которую ему прислал на вычитку разработчик или откорректировать доклад для профильной конференции. Но технический стек очень разнообразен, не стоит на месте, поэтому это очень спорное требование.

Другое мнение, что деврелы занимаются исключительно внутренними делами в компании, без продвижения бренда во вне. Эта точка зрения имеет место быть, но тогда встает вопрос о взаимодействии такого специалиста с отделами и разделения их обязанностей с другими коллегами.

И, конечно, некоторые компании нанимают деврелов, понимая под ними исключительно маркетологов и бренд-менеджеров, которые могут создать видимость привлекательности компании для других специалистов во внешней среде. Я бы не стала так нагружать деврелов, потому как тогда сдвигается фокус и ответственность за эту сферу с маркетинга.

Деврела может и не быть в компании, если ваши команды HR и маркетинга, в целом, могут закрывать вопросы непосредственного контакта с айтишниками и готовы слушать и слышать их предложения и идеи. Но если вы осознаете, что в вашей компании просто не понимают, как сделать нечто большее, чем пост о дне программиста и написать рекламную статью об IT-кейсах, то тогда лучше вам поискать такого человека, пусть и внутри компании, который будет выполнять роль коммуникационного моста между IT- отделом и другими подразделениями. Хочу отметить, что руководитель IT- направления для этой роли не подойдет, потому что для многих субординация все еще остается весовым фактором в общении.

На тему подбора команды написано немало книг, я привела краткую и сжатую информацию из своего опыта, на что следует обратить внимание при подборе человека, который будет отвечать за IT- бренд работодателя и станет контактным лицом компании в этом направлении.

Начать дискуссию