Подготовили короткое видео с анализом развития интернет-торговли в России в 2020 году (видео)Цифровая трансформация ритейла. Неудачные попытки Сбера попасть на полянуСбер терпит уже третью неудачу к ряду в попытке наладить партнерство с российской технологической компанией с целью выхода на рынок онлайн-торговлиНовостные ленты заполонили слухи о том, что теперь уже компания mail.ru разводится со СберомДо этого потерпела неудача попытка установить контроль над другим крупным игроком - OZONА еще раньше случился аналогичный развод Сбера с ЯндексомВ июне 20го года «Яндекс» и Сбербанк объявили о разделе активовПо результатам бракоразводного процесса Сбербанку достались Яндекс.Деньги, а Яндекс выкупил у Сбера 45% Яндекс.Маркета за 45 миллиардов рублейЧтобы привлечь данные средства - Яндексу пришлось выпустить дополнительные акции на 800 миллионов долларовНа момент развода с яндексом и потерей Яндекс.Маркета - летом 2020 года в залоге у Сбера находились пакеты акций компаний, контролирующих деятельность другого крупного игрока рынка - интернет-магазина ОЗОНПредыстория такова:В марте 2020 года Сбер выдал кредит интернет-магазину ОЗОН в размере 6 миллиардов рублей по ставке 15% годовых.Для обеспечения кредита Сберу были переданы в залог акции следующих компаний - 100% основной операционной компании "Интернет решения" и 100% "Озон Холдинг" (ей принадлежит 99% компании "Интернет Решения"). Договоры залога действовали до полного погашения выданного кредитаПри этом по слухам - в дальнейшем - Сбер был намерен войти в состав акционеров ритейлера ОзонВместе с тем - начавшаяся пандемия короновируса сыграла против Сбербанка и на руку его новой жертве - ОзонуВведенный в России в марте 20го года локдаун - закрыл торговые центры и перенаправил поток покупателей в онлайнА для многих товарных категорий интернет стал единственным каналом продажВ марте 20го года рынок интернет-торговли сразу же вырос более чем в полтора раза в сравнении с февралем, с 205,8 млрд рублей до 316,3 млрд рублейВ апреле рынок вырос еще на 9,5% и составил 346,1 млрд рублейВ по итогам первого полугодия 2020 года - ВПЕРВЫЕ В ИСТОРИИ - на онлайн-торговлю пришлось более 10% продаж от всей российской розничной торговлиСуммарно рынок онлайн-ритейла в России в первом полугодии 2020 года составил 1,654 трлн рублей - и показал 100% рост по сравнению с 2019 годомАкционеры ОЗОН воспользовались столь благоприятным изменением во внешней среде24 ноября 20го года ОЗОН провел IPO - разместив акции на бирже NASDQ и Московской биржеИзначально руководство компании планировало привлечь 990 млн долларовОднако реальность превзошла ожиданияРазмещение акций ОЗОН вызвало ажиотаж среди инвесторов и по факту компании удалось привлечь 1,2 млрд долларовПривлеченных средств с лихвой хватило чтобы профинансировать развод со Сбербанком - откупившись от входа банка в состав акционеров ОЗОНКомпания ОЗОН не только погасила всю кредитную задолженность в размере 6 млрд рублей, но еще и выплатила неустойку Сберу в размере 1 млрд рублейС учетом уплаченной неустойки Сберу - фактический ссудный процент для ОЗОНа составил 31% годовых, что в несколько раз выше средних рыночных ставокВместе с тем - 2020 год оказался крайне удачным для компании ОЗОНКомпания не только избавилась от кабалы Сбера, но и показала крайней впечатляющие финансовые результатыПродажи старейшего российского онлайн-ритейлера Ozon в 2020 г. выросли в 2,5 раза по сравнению с 2019 г. — до 195 млрд руб. - число покупателей выросло на 75% до 13,8 млн человекКомпания ОЗОН продемонстрировала самый впечатляющий рост на рынке онлайн-ритейла в 20 годуТак - крупнейший игрок рынка - компания Wildberries смогла добиться в 2020 увеличения продаж на 96%Суммарный оборот составил 437,2 млрд рублей.Другой крупный игрок - Ситилинк - по разным оценкам - также не смог вырасти более чем в 2 раза - с выручкой не более 200 млрд рублейВ свою очередь Яндекс.Маркет - продемонстрировал самый скромный темп роста - выручка компании в 2020 году выросла на 50% и составила 28,8 млрд рублейВ целом российский рынок интернет-торговли в 2020 году вырос на 50% до 3 трлн рублей Тот факт, что на российский рынок интернет-торговли приходится пока лишь 10% от общего объема торговли в стране - иллюстрируют крайне радужные перспективы роста данной отраслиДля сравнение - аналогичный показатель в США составляет 13,9%, а в Китае - 29,9% (практически тридцать процентов)Таким образом - в 2021 году крупнейшие онлайн-ритейлеры продолжат жаркую битву на растущем рынке интернет-торговли, агрессивно увеличивая количество пунктов выдачи заказовА оказавшийся не у дел Сбер - продолжит искать жертву для поглощения с целью выхода на перспективный рынок онлайн-ритейла