Как получить преимущества онлайн-обучения и избежать его недостатков?

Как получить преимущества онлайн-обучения и избежать его недостатков?

Дисклеймер: в сфере elearning в российском контексте до сих пор много терминологической путаницы. В этой статье дистанционное обучение, электронное обучение и онлайн-образование используются как синонимы.

За последние несколько лет дистанционное обучение и его методология стали притчей во языцех. Уже в 2019 году объем мирового рынка онлайн-образования, по данным исследования EdMarket.Digital (ссылка: https://research.edmarket.ru/), составлял 205 миллиардов $. Это в 4 раза выше, чем объем мирового рынка салонов красоты. А в пандемию коронавируса произошел глобальный всплеск интереса к онлайн-обучению. По данным Всемирного экономического форума, в период пандемии более 1,5 миллиардов человек оказались в условиях дистанционного обучения – то есть, 1/5 населения Земли.

Это значит, что ни государственный сектор, ни крупные компании в России больше не могут игнорировать перспективы онлайн-образования. Долгое время отношение к нему было формальным, а методологи (или, как сейчас все чаще говорят, педагогические дизайнеры) и разработчики не могли похвастаться большими бюджетами. Сейчас ситуация постепенно меняется. Особенно активно к новым реалиям адаптируется рынок корпоративного обучения: крупные игроки понимают, что чем лучше сотрудник учится, тем больше денег он в итоге приносит. Расскажем, как при создании эффективной образовательной среды для своих сотрудников учесть максимум нюансов и избежать распространенных ошибок.

Раньше, чем вы думали

Дистанционное обучение у многих ассоциируется с современными технологиями и завоеваниями постиндустриальной эпохи. Но на самом деле первое известное нам дистанционное обучение было организовано в 1840 году в Великобритании. Айзек Питман, придумавший собственную систему стенографии, начал обучать будущих стенографистов в формате почтовой переписки. Следующий важный шаг был сделан в 1858 году — британские студенты получили возможность сдавать экзамены в Лондонском университете дистанционно в письменном виде. Это первый (по крайней мере, в западной истории) случай применения формата дистанционного обучения в госучреждении.

Онлайн-образование прошло долгую эволюцию: от формата переписки оно перешло к радиоформату, потом к телевизионному и, наконец, знакомому нам цифровому.

Почтовая карточка Айзека Питмана
Почтовая карточка Айзека Питмана

Плюсы и минусы онлайн-образования

Понятно, что преимущества и недостатки дистанционного обучения во многом связаны с конкретной задачей, которую вы ставите перед конкретной целевой аудиторией. И все же основные плюсы и минусы перечислить можно.

+

Экономия времени. По данным крупной IT-компании Cedar Group, время на обучение сокращается примерно на 35−45%.

Сокращение затрат. По данным Cedar Group, стоимость дистанционного обучения дешевле прочих форм обучения на 32−45%.

Независимость (актуально для асинхронных курсов, то есть курсов не в режиме реального времени). Пользователь может учиться в любое время и в любом месте и не зависеть от преподавателя.

Персонализированность (актуально для асинхронных курсов). Пользователь может учиться в своем темпе.

Воспроизводимость. Учащийся, у которого есть запись, может повторять материалы столько раз, сколько ему нужно.

Необходимость внутренней мотивации. Заставить себя пройти обучение целиком на голом энтузиазме сложно, особенно если курс объемный.

Сложность проверки знаний. Мы не можем быть уверены, что результаты экзамена или теста не нагуглены.

Недостаток коммуникации, живого общения и поддержки. По данным исследований, один из важнейших мотиваторов — это образовательная среда, то есть группа, в которой остальные тоже нацелены на обучение.

Что необходимо учесть при разработке обучения?

1. Особенности обучения взрослых

К взрослым учащимся нужен особый подход — недаром еще в XIX веке возник термин «андрагогика» в противовес «педагогике». И учитывать нужно не только возраст. Ответ на вопрос «для кого мы проектируем обучение и что хотим изменить в их жизни» — вообще самый важный в контексте создания курса или платформы. В общем, без подробного анализа целевой аудитории гарантировать эффективность обучения не получится. Особенно если это обучение проходит в формате «Вот электронный курс, прощелкай его, нам для отчетности надо».

2. Мотивация целевой аудитории и доходимость

Любой теоретик и практик образования скажет, что чтобы успешно проходить обучение без сильной внешней мотивации, нужно иметь очень высокую внутреннюю мотивацию. Это подтверждают и результаты исследований обучения студентов MIT (Массачусетского технологического института) и Гарварда. По данным на 2017−2018 годы, до конца курсы прошли только около 3% учащихся. А по статистике в среднем коэффициент незавершенности для большинства программ и курсов составляет около 90%, то есть до конца доходит всего около 1/10 пользователей. Конечно, это только один из факторов, потому что эффективность курса для учащегося не всегда напрямую связана с тем, прошел ли он его целиком. Тем не менее, эти цифры стоит учесть.

3. Выполнение трех условий успешного обучения

Авторы книги «Учимся онлайн. Что исследования говорят нам о том, когда, зачем и как учиться» (2014) Барбара Минс, Марианна Бакия и Роберт Мерфи приходят к выводу, что для успешного усвоения знаний должны сойтись 3 фактора:

· Подходящие технологии. Каждый используемый инструмент не просто «украшает» курс, а упрощает обучение и делает его более увлекательным

· Педагогический дизайн. Вся программа обучения выстраивается специально под нашу целевую аудиторию и стремится приблизить ее к целям курса

· Обучающий контекст. Учащиеся должны четко понимать, как применить каждый изученный фрагмент информации к своей работе, чтобы повысить ее эффективность. Это решается использованием в обучении реальных рабочих задач и кейсов

4. Нейрофизиология обучения

Задача педагогического дизайнера — понимать, как выстраивать систему обучения. Для этого нужно не только знать особенности своей целевой аудитории — ее мотивации, привычки, стиль мышления — но и в целом в общих чертах представлять, как функционирует человеческий мозг. Особенностями функционирования мозга во время обучения занимается нейрофизиология обучения.

Профессор Медицинской школы Университета Дж. Вашингтона, невролог Маркус Рейчел установил, что человеческий мозг работает в 3 базовых режимах:

1) DMN: Default mode network — сеть пассивного режима работы мозга, которая отвечает за мышление. Ее еще называют дефолт-системой.

2) SN: Salience Network — сеть выявления значимости, которая помогает человеку ориентироваться в ситуации и расставлять приоритеты.

3) CEN: Central Executive Network — центральная исполнительская сеть, которая активизируется, когда мы потребляем информацию.

Дефолт-система — это самый важный режим работы мозга. Когда мы занимаемся рутинными делами, не думаем ни о чем конкретном и позволяем мыслям свободно течь, мозг вовсе не бездельничает, а просчитывает разные ситуации, анализирует, структурирует информацию. И именно в этом «пассивном состоянии» нам обычно приходят самые интересные и продуктивные идеи.

Профессор Эшли Чен из Стэнфордского университета утверждает, что три системы, выделенные Рэйчелом, являются антагонистами. То есть, когда работает одна, не могут работать две остальные. Поэтому, если постоянно перегружать свой мозг новой информацией, вы будете подавлять собственные мыслительные процессы. Важно встроить в обучение перерывы, чтобы мозг регулярно переходил в пассивный режим, и воспринимать этот режим не как попытку полентяйничать, а как часть обучения. Как период, который помогает нам разложить новые знания по «внутренним полочкам».

Как установила профессор Калифорнийского университета Глория Марк, чтобы дефолт-система включилась, «разогрелась» и сосредоточилась на решении проблемы, должно пройти около 23 минут. Поэтому отдых между задачами должен составлять не менее получаса.

5. Возможность сочетать форматы — blended learning

Выше мы сравнивали очное и онлайн-обучение, но на самом деле не обязательно выбирать что-то одно. Смешанное обучение (blended learning) берет все лучшее от онлайн- и офлайн-образования. Этот термин стал активно использоваться после выхода в 2005 году книги «Руководство по смешанному обучению: Глобальные перспективы и локальные разработки» под авторством Кертиса Бонка и Чарльза Грэма.

Смешанное обучение — это сочетание очных занятий с элементами электронного обучения. Они последовательно чередуются, дополняя и закрепляя друг друга.

С одной стороны, смешанное обучение дает возможность получить мгновенную обратную связь и таким образом повышает мотивацию. С другой, развивает самоконтроль. Эффективность этого типа обучения научно доказана: исследователи из Стэнфордского университета провели анализ более 1000 исследований, сравнивая успехи традиционного, дистанционного и смешанного обучения. Выяснилось, что в период с 1996 по 2008 год смешанное обучение давало куда более эффективные результаты, чем два других формата.

6. Преимущества омниканальности

В обучении, особенно если мы говорим об обучении сотрудников, важен комплексный подход. Любая учебная программа — это не набор отдельных тем и заданий, а единое целое со своей внутренней логикой и сюжетом. Создать в голове у учащегося цельную картинку по итогам обучения помогает омниканальность обучения. Что это такое? Это соединение разрозненных каналов коммуникации в единую систему с целью достичь непрерывности образовательного опыта.

Как обеспечить эту непрерывность?

1) Дать пользователю возможность пройти дистанционное обучение на разных платформах: на компьютере, ноутбуке, планшете, мобильном телефоне — в зависимости от того, какой девайс ему сейчас доступен.

2) Дать шанс получить поддержку у преподавателя через различные каналы: путем звонка, отправки СМС, сообщения в мессенджер, письма на е-мейл. Также очень помогают общие чаты с другими учащимися — нередко получить в них ответ на свой вопрос можно еще быстрее.

3) Предоставить доступ к разным источникам информации: преподавателю, руководителю отдела, менеджеру проектов, администратору, и т. п.

7. Социальность обучения

Перенося очную программу в онлайн-формат, мы регулярно забываем о социальном факторе, способствующем успешному обучению. Это и живая коммуникация с другими учащимися, и взаимоподдержка, и групповые активности, и харизма преподавателя. Дефолт-система нашего мозга, о которой мы говорили выше и которая ответственна за наше обучение, изначально была создана именно для того, чтобы выстраивать отношения между людьми.

Хороший тренер в синхронном обучении — то есть, в режиме реального времени — способен инициировать и поддержать групповые активности, повышающие эффективность обучения. Для этого можно использовать рабочие группы и сообщества, голосования, конкурсы между командами.

Мы перечислили основные моменты, которые нужно учесть при разработке дистанционных курсов. О том, как мы успешно используем онлайновые и смешанные форматы обучения с нашими клиентами, расскажем в следующих материалах.

Прочитать о нашем опыте проведения онлайн-конференции с элементами обучения можно здесь.

33
Начать дискуссию