Типы самолетов вертикального взлета и посадки (краткий пост о двух типах СВВП)

Прежде чем мы начали работу над своим летающим автомобилем DreamDrone мы изучили все, до чего смогли дотянуться.

В этой статье я расскажу кратко о двух типах самолетов с вертикальным взлетом и посадкой (СВВП) из конструкций которых в наше десятилетие рождаются летающие автомобили.

Человечество уже в 19 веке предприняло много попыток избавиться от главного недостатка самолетов - потребности в взлетно-посадочной полосы.

Так появились вертолеты.

После 2ой мировой желание военных иметь самолет который может взлететь с пятачка и так же садиться выразилось во множестве экспериментальных конструкций во всем мире.

Чего-то только не создавали.

Вот основные типы:

  • Винтовые (легконагруженные винты, до 100 кгс\м2)
  • Винтовые (тяжелонагруженные винты более 100 кгс\м2)
  • Вентиляторные (винты в кольцевых каналах)
  • Вентиляторные (винты в кольцевых каналах)
  • Вентилторные (винты в крыле)
  • Реактивные с двигателем подъемно-маршевым поворачивающимя при взлете и посадке
  • Реактивные с поворотными соплами
  • Реактивные с двигателями для взлета\посадки и маршеыми
  • Комбинированные ТВД маршевый и ТРД подъемный
  • Комбинированные винтовой для взлета\посадки и ТВД маршевый
XFV-1  
XFV-1  

Американский СВВП XFV-1 имел соосный высоконагруженный винт.

Осуществлял переход в разные режимы изменяя положения своего корпуса в пространстве.

Типы самолетов вертикального взлета и посадки (краткий пост о двух типах СВВП)

Схема не получила продолжения. Из очевидных плюсов этой схемы выделяется простота конструкции. Что очень положительно влияет на надежность. Так же из этой схемы потенциально можно добиться высокого кпд относительно других типов СВВП. Одна точка вектора тяги упрощает балансировку в вертикальном режиме.

Типы самолетов вертикального взлета и посадки (краткий пост о двух типах СВВП)

Но минусы большие. Вот часть минусов. Летчик при взлете\посадке находится в неудобном положении. Сложности управления в переходных режимах и режимах взлета\посадки на момент создания.

Гораздо больший интерес вызывали тогда и сейчас СВВП с горизонтальным расположением фюзеляжа. У таких аппаратов винтовых поворачивались только винты или винты совместно с крылом.

Hiller x-18
Hiller x-18

x-18 это экспериментальный транспортно-десантный среднего тоннажа.

По два трехлопастных соосных винта с очень большим коэффициентом заполнения. Двигатели на нем установлены на крыле и поворачиваются вместе с крылом.

При отказе двигателя устойчивость на режиме висения не нарушается благодаря наличию синхронизирующего вала, добавленного в процессе испытаний.

Кстати, после того, как испытания едва не закончились большой катастрофой решено было продолжать их только на земле. Для этого был построен специальный стенд на который водрузили х-18.

По этой схеме сейчас в мире проектируется некоторое количество летающих автомобилей. Плюсы поворота крыла с двигателями в том, что повышается эффективность винтов на режимах взлета\посадки. Но.....сильно усложняется (читай утяжеляется) узел поворота.

Так как этот узел должен:

  • держать нагрузку крыла, двигателей и тяговое усилие на фюзеляж причем еще по сути с рычагом....
  • через него проходят кабели, трубопроводы на двигатели, на управляющие поверхности крыльев
  • критический узел, так как в случае нарушения его работы (даже не полного отказа) - потеря управляемости \ катастрофа.

Еще до кучи схема с высоконагруженными винтами серьезно проигрывает в плане экономичности на режимах взлета\посадки, требует мощных двигателей. Так что в целом она так же не прижилась.

Продолжение следует..

Будут вопросы - велкам, моя инста

Начать дискуссию